История русской литературы. Ч.3. Полещук Л.З. - 6 стр.

UptoLike

Составители: 

7
литературоведческих терминов. – М., 1974; Поэтический словарь А.П.Квятковского. – М., 1966;
Литературный энциклопедический словарь /ЛЭС/. – М.: Сов. энциклопедия, 1987.
Размышляя над художественным текстом в русле поставленной проблемы, самостоятельно
анализируя его, стремясь создать свое мнение о нем, необходимо первоначальное представление
сравнить с тем, как решен этот вопрос учеными, работы которых указаны в библиографическом списке.
Далее, осмысляя свои наблюдения, опираясь на справочную и научную литературу, споря с
исследователями или разделяя их точку зрения, следует правильно построить ответ. При ответе на
задания, указанные в тесте, следует опираться на художественный текст, все теоретические положения
своего самостоятельного исследования доказывать текстом, свободно в нем ориентируясь, демонстрируя
знание избранного вопроса; при ответе важно всесторонне продемонстрировать профессиональные
навыки.
Ф.М.Достоевский
Личность Достоевского. Начало литературной деятельности
Ф.М.Достоевскийписатель сложный и противоречивый. Исследователи часто делят творчество
Достоевского на два периода: до каторги и после каторги. Существует мнение, что на каторге
Достоевский изменил своим социалистическим убеждениям: такова точка зрения Фридлендера,
Соловьева, Комаровича. Эти исследователи, опираясь на письма Достоевского, на его признания,
делают подобные выводы. Однако не «Мертвый дом» изменил Достоевского, его изменила сама жизнь.
Те темы, идеи, над которыми Достоевский размышлял в 40-е годы XIX века, только получали свое
развитие.
В 1845 году Достоевский пишет роман «Бедные люди», тема «бедных людей» станет одной из
самых главных в творчестве Достоевского. Вместе с тем ведущей станет тема «двойничества»:
двойничество заявлено во втором романе Ф.Достоевского – «Двойник». Тема «двойничества» заявлена
так, как она будет решаться в романах: «Преступление и наказание» (РаскольниковЛужин
Свидригайлов), «Идиот» (князь МышкинПарфен Рогожин), «Братья Карамазовы» (Иван Карамазов
лакей Смердяков), «Бесы». В 60-е годы XIX века получает развитие тема мечтательства, с ней связана
идея преображения земной жизни, идея мировой гармонии. Мечтатели и мечтательницысовершенно
разные в творчестве Достоевского: Варенька Доброселова, Настасья Филипповна.
В раннем творчестве Достоевского складывается основной типмаленького человека:
титулярный советник Мармеладов, чиновник Снегирев; тип героя-идеолога (Ордыновповесть
«Хозяйка»), получивший развитие и продолжение в романах 60-х годов (Раскольников, Аркадий
Долгорукий); формируется и так называемый «хищнический тип» (помещик Быковроман «Бедные
люди»), в 60-е – 70-е годы XIX, нашедший свое воплощение в образах Свидригайлова, Версилова,
Федора Павловича Карамазова в романах «Преступление и наказание», «Подросток», «Братья
Карамазовы».
Достоевский не просто писатель, он писатель-философ. В 40-е годы XIX века Достоевский
увлечен не только Гегелем, его интересует французская философияФурье, Кобэ, Консидеран, Пьер Ле
Ру, Сен-Симон; из английских философов ему интересен Оуэн. Вот круг тех имен, которые создавали
систему социалистического утопизма. В 40-е годы XIX века Достоевский стал посещать кружок
Михаила Петрашевского, посещал «пятницы» Петрашевского с сентября 1848 года. За свои
революционные увлечения Ф.Достоевский поплатился жестоко: четыре года каторги, четыре года
солдатчины. Он вернется в Россию через десять лет, в 1869 году. Исследователь В.Я.Кирпотин писал:
«Социализм для Достоевского сливался не с атеизмом, а с христианством». Высшим идеалом
справедливости, братства был Христос. Достоевский не мог принять атеизм Белинского.
Человек стал срединой, центром, нервом, самым главным в творчестве писателя. Вопросы веры
и безверия также в центре творчества писателя. Достоевский чрезвычайно серьезно занимался
проблемами религии. Религия была необходима писателю, Федор Достоевский «разошелся» с
Белинскимрасплевался»), так как Белинский не верил в Христа. Для Достоевского идеалом человека
был Христос, и он не мог уступить Белинскому Христа. В письме племяннице Ивановой Достоевский
писал: «Нет ничего прекраснее образа Христа…».
литературоведческих терминов. – М., 1974; Поэтический словарь А.П.Квятковского. – М., 1966;
Литературный энциклопедический словарь /ЛЭС/. – М.: Сов. энциклопедия, 1987.
        Размышляя над художественным текстом в русле поставленной проблемы, самостоятельно
анализируя его, стремясь создать свое мнение о нем, необходимо первоначальное представление
сравнить с тем, как решен этот вопрос учеными, работы которых указаны в библиографическом списке.
Далее, осмысляя свои наблюдения, опираясь на справочную и научную литературу, споря с
исследователями или разделяя их точку зрения, следует правильно построить ответ. При ответе на
задания, указанные в тесте, следует опираться на художественный текст, все теоретические положения
своего самостоятельного исследования доказывать текстом, свободно в нем ориентируясь, демонстрируя
знание избранного вопроса; при ответе важно всесторонне продемонстрировать профессиональные
навыки.


                                    Ф.М.Достоевский

             Личность Достоевского. Начало литературной деятельности

        Ф.М.Достоевский – писатель сложный и противоречивый. Исследователи часто делят творчество
Достоевского на два периода: до каторги и после каторги. Существует мнение, что на каторге
Достоевский изменил своим социалистическим убеждениям: такова точка зрения Фридлендера,
Соловьева, Комаровича. Эти исследователи, опираясь на письма Достоевского, на его признания,
делают подобные выводы. Однако не «Мертвый дом» изменил Достоевского, его изменила сама жизнь.
Те темы, идеи, над которыми Достоевский размышлял в 40-е годы XIX века, только получали свое
развитие.
        В 1845 году Достоевский пишет роман «Бедные люди», тема «бедных людей» станет одной из
самых главных в творчестве Достоевского. Вместе с тем ведущей станет тема «двойничества»:
двойничество заявлено во втором романе Ф.Достоевского – «Двойник». Тема «двойничества» заявлена
так, как она будет решаться в романах: «Преступление и наказание» (Раскольников – Лужин –
Свидригайлов), «Идиот» (князь Мышкин – Парфен Рогожин), «Братья Карамазовы» (Иван Карамазов –
лакей Смердяков), «Бесы». В 60-е годы XIX века получает развитие тема мечтательства, с ней связана
идея преображения земной жизни, идея мировой гармонии. Мечтатели и мечтательницы – совершенно
разные в творчестве Достоевского: Варенька Доброселова, Настасья Филипповна.
        В раннем творчестве Достоевского складывается основной тип – маленького человека:
титулярный советник Мармеладов, чиновник Снегирев; тип героя-идеолога (Ордынов – повесть
«Хозяйка»), получивший развитие и продолжение в романах 60-х годов (Раскольников, Аркадий
Долгорукий); формируется и так называемый «хищнический тип» (помещик Быков – роман «Бедные
люди»), в 60-е – 70-е годы XIX, нашедший свое воплощение в образах Свидригайлова, Версилова,
Федора Павловича Карамазова в романах «Преступление и наказание», «Подросток», «Братья
Карамазовы».
        Достоевский не просто писатель, он писатель-философ. В 40-е годы XIX века Достоевский
увлечен не только Гегелем, его интересует французская философия – Фурье, Кобэ, Консидеран, Пьер Ле
Ру, Сен-Симон; из английских философов ему интересен Оуэн. Вот круг тех имен, которые создавали
систему социалистического утопизма. В 40-е годы XIX века Достоевский стал посещать кружок
Михаила Петрашевского, посещал «пятницы» Петрашевского с сентября 1848 года. За свои
революционные увлечения Ф.Достоевский поплатился жестоко: четыре года каторги, четыре года
солдатчины. Он вернется в Россию через десять лет, в 1869 году. Исследователь В.Я.Кирпотин писал:
«Социализм для Достоевского сливался не с атеизмом, а с христианством». Высшим идеалом
справедливости, братства был Христос. Достоевский не мог принять атеизм Белинского.
        Человек стал срединой, центром, нервом, самым главным в творчестве писателя. Вопросы веры
и безверия также в центре творчества писателя. Достоевский чрезвычайно серьезно занимался
проблемами религии. Религия была необходима писателю, Федор Достоевский «разошелся» с
Белинским («расплевался»), так как Белинский не верил в Христа. Для Достоевского идеалом человека
был Христос, и он не мог уступить Белинскому Христа. В письме племяннице Ивановой Достоевский
писал: «Нет ничего прекраснее образа Христа…».


                                                7