История русской литературы. Ч.3. Полещук Л.З. - 8 стр.

UptoLike

Составители: 

9
Народник Михайловский написал о Достоевском статью «Жестокий талант».
Экзистенционалисты проявили чрезвычайный интерес к творчеству Достоевского. Достоевский
писатель, который исследовал одиночество. После реформы вся Россия пришла в движение и не может
остановиться, перед нами вечная динамика национальной жизни. Человек Достоевскогоэто человек
смятенный, он как бы лишен традиции, у него почва выбита из-под ног, так возникает идея
почвенничества. Как этому человеку найти почву?
План развития идей писателя
Идеи в романах Достоевского выстроены по принципу – pro et contra. Размышляя о гармонии, о
совершившемся совершенстве, Достоевский выстраивает два пути. Достигнет ли человечество мировой
гармонии, когда времени больше не будет? Два пути ведет к этому: путь изменения мира по разуму,
логике (атеистический, материалистический, революционный). «Накормите людей хлебами, тогда
спрашивайте у них и добродетели», - такова позиция Герцена, Раскольникова, Ивана Карамазова. Путь
расчета, математики.
Второй путьпротивоположный, это путь страдания, путь Христа, путь Сони, Алеши
Карамазова, князя Мышкина. Позиция Автора: ни одна из них не может взять верх над другой.
Человечество всегда задумается о мировой гармонии и пожертвует миром, развязав кровавую войну за
кусок хлеба. Каждое человеческое сердце жаждет счастья, но эту мировую гармонию нельзя построить,
только идя по пути смирения, но и путем кровавым не придешь. Цель у всех одна: когда достигнешь
материальных благ, то задумаешься о душе.
Аспект оценки романов Достоевского
Белинский: «Первый опыт социального романа». Вячеслав Иванов: романы Достоевского
романы-трагедии. Сергей Булгаков: «Русская трагедия» - по поводу постановки романа «Бесы» на сцене
театра. Здесь шла речь о романе-мистерии. Л.П.Гроссман: роман Достоевскогоэто беззаконный роман,
его нельзя ни к чему применить. Это и авантюрный, и религиозный, и философский, и социальный
роман. Энгельгард: «Идеологический роман Достоевского»; романы Достоевскогоэто романы идей.
Три идеи, три уровня: уровень среды, почвы, земли. М.Бахтин «Полифонический роман». Романы
Достоевскогоэто спор равных голосов, равный спор равных идей. Роман Достоевского выделяется из
жанра романа, нет писателя в литературе, который бы создал роман, подобный Достоевскому.
Равноправность различных голосов. Автордемиург романа. Он не «высовывается», не берет верх над
какой-либо позицией, его голос равноправен. «Многоголосый роман» Достоевского. Особенность
самого взгляда писателя в том, что он надевает на себя маски повествователя, чтобы дать возможность
более объективного изображения.
В этом случае Бахтину можно возразить. Ведь из композиции выстраивается главная идея,
композицию же строит автор. Позиция демиурга проявляется в романе, и его голос нельзя назвать
равным. Бахтин великолепно разработал еще одну проблемупроблему диалога.
В современное литературоведение влилась мощная и интеллектуальная волнаосмысление
Достоевского за рубежом: русскими эмигрантами. Именно Достоевский помог понять им, что
происходит в России. Русская философская мысль сформировалась за рубежом: Бердяев, Зеньковский,
Ильин, Лосский, Мережковский и др.
Ф.М.Достоевский в 40-е годы. Роман «Бедные люди» (1846)
Русская классическая литература второй половины XIX века развивалась в обстановке «перевала
русской истории». «У нас теперь все это переворотилось и только укладывается» (Константин Левин,
роман «Анна Каренина»). Так можно было бы охарактеризовать эту эпоху.
«Бедные люди». Григорович, подготавливая очерк «Петербургские шарманщики» для
некрасовского сборника «Физиология Петербурга» (1845), важного предприятия натуральной школы,
понял, как необходимо ввести в этот круг литераторов и Достоевского. Григорович первым прочел
роман в рукописи. Он пришел в восторг и показал произведение Некрасову. Понесли рукопись
Белинскому: «Новый Гоголь явился». Белинский, прочтя, захотел видеть автора. Некрасов тогда затевал
новое издание – «Петербургский сборник», и первый роман Достоевского был опубликован в 1846 году.
По выходе романа в свет все заговорили о Достоевском как о крупнейшем писателе натуральной школы.
Белинский высоко отозвался в рецензиях и статьях о «Бедных людях». Встречу с Белинским
Достоевский описал в «Дневнике писателя»: «… самая восхитительная минута во всей жизни».
       Народник     Михайловский     написал о     Достоевском   статью    «Жестокий    талант».
Экзистенционалисты проявили чрезвычайный интерес к творчеству Достоевского. Достоевский –
писатель, который исследовал одиночество. После реформы вся Россия пришла в движение и не может
остановиться, перед нами вечная динамика национальной жизни. Человек Достоевского – это человек
смятенный, он как бы лишен традиции, у него почва выбита из-под ног, так возникает идея
почвенничества. Как этому человеку найти почву?
План развития идей писателя
        Идеи в романах Достоевского выстроены по принципу – pro et contra. Размышляя о гармонии, о
совершившемся совершенстве, Достоевский выстраивает два пути. Достигнет ли человечество мировой
гармонии, когда времени больше не будет? Два пути ведет к этому: путь изменения мира по разуму,
логике (атеистический, материалистический, революционный). «Накормите людей хлебами, тогда
спрашивайте у них и добродетели», - такова позиция Герцена, Раскольникова, Ивана Карамазова. Путь
расчета, математики.
        Второй путь – противоположный, это путь страдания, путь Христа, путь Сони, Алеши
Карамазова, князя Мышкина. Позиция Автора: ни одна из них не может взять верх над другой.
Человечество всегда задумается о мировой гармонии и пожертвует миром, развязав кровавую войну за
кусок хлеба. Каждое человеческое сердце жаждет счастья, но эту мировую гармонию нельзя построить,
только идя по пути смирения, но и путем кровавым не придешь. Цель у всех одна: когда достигнешь
материальных благ, то задумаешься о душе.
        Аспект оценки романов Достоевского
        Белинский: «Первый опыт социального романа». Вячеслав Иванов: романы Достоевского –
романы-трагедии. Сергей Булгаков: «Русская трагедия» - по поводу постановки романа «Бесы» на сцене
театра. Здесь шла речь о романе-мистерии. Л.П.Гроссман: роман Достоевского – это беззаконный роман,
его нельзя ни к чему применить. Это и авантюрный, и религиозный, и философский, и социальный
роман. Энгельгард: «Идеологический роман Достоевского»; романы Достоевского – это романы идей.
Три идеи, три уровня: уровень среды, почвы, земли. М.Бахтин «Полифонический роман». Романы
Достоевского – это спор равных голосов, равный спор равных идей. Роман Достоевского выделяется из
жанра романа, нет писателя в литературе, который бы создал роман, подобный Достоевскому.
Равноправность различных голосов. Автор – демиург романа. Он не «высовывается», не берет верх над
какой-либо позицией, его голос равноправен. «Многоголосый роман» Достоевского. Особенность
самого взгляда писателя в том, что он надевает на себя маски повествователя, чтобы дать возможность
более объективного изображения.
        В этом случае Бахтину можно возразить. Ведь из композиции выстраивается главная идея,
композицию же строит автор. Позиция демиурга проявляется в романе, и его голос нельзя назвать
равным. Бахтин великолепно разработал еще одну проблему – проблему диалога.
        В современное литературоведение влилась мощная и интеллектуальная волна – осмысление
Достоевского за рубежом: русскими эмигрантами. Именно Достоевский помог понять им, что
происходит в России. Русская философская мысль сформировалась за рубежом: Бердяев, Зеньковский,
Ильин, Лосский, Мережковский и др.



             Ф.М.Достоевский в 40-е годы. Роман «Бедные люди» (1846)
       Русская классическая литература второй половины XIX века развивалась в обстановке «перевала
русской истории». «У нас теперь все это переворотилось и только укладывается» (Константин Левин,
роман «Анна Каренина»). Так можно было бы охарактеризовать эту эпоху.
       «Бедные люди». Григорович, подготавливая очерк «Петербургские шарманщики» для
некрасовского сборника «Физиология Петербурга» (1845), важного предприятия натуральной школы,
понял, как необходимо ввести в этот круг литераторов и Достоевского. Григорович первым прочел
роман в рукописи. Он пришел в восторг и показал произведение Некрасову. Понесли рукопись
Белинскому: «Новый Гоголь явился». Белинский, прочтя, захотел видеть автора. Некрасов тогда затевал
новое издание – «Петербургский сборник», и первый роман Достоевского был опубликован в 1846 году.
По выходе романа в свет все заговорили о Достоевском как о крупнейшем писателе натуральной школы.
Белинский высоко отозвался в рецензиях и статьях о «Бедных людях». Встречу с Белинским
Достоевский описал в «Дневнике писателя»: «… самая восхитительная минута во всей жизни».



                                                9