ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
10
В середине 40-х гг. XIX века сложилась целая школа последователей реализма: Пушкина,
Лермонтова, Гоголя. Это были молодые писатели с первыми произведениями: Герцен («Кто виноват?»,
«Доктор Крупов», «Сорока-воровка»); Гончаров («Обыкновенная история»); Тургенев («Записки
охотника»); Григорович («Деревня», «Антон Горемыка»); Некрасов как поэт, нашедший свои
демократические темы. Были и беллетристы, мастера «физиологических очерков» о петербургской
бедноте: Даль, Бутков, Панаев. Вся эта группа писателей называлась «натуральной школой» - школой,
изображающей жизнь без прикрас, как в самой «натуре». Особенно заметное влияние на «школу» было
со стороны Гоголя, автора «Шинели». Идейным вдохновителем был Белинский, главный критик
журналов «Отечественные записки» и «Современник».
Казалось, все в первом произведении Достоевского «Бедные люди» было в духе «натуральной
школы»: и название, и герои, и пафос отстаивания человеческих прав. Критик Анненков слышал от
Белинского, как тот в устной беседе назвал «Бедных людей» «первой попыткой у нас социального
романа». Эти слова надо понимать как высшую похвалу. И действительно, «Бедные люди» появились
раньше многих вышеперечисленных произведений «натуральной школы». Это было целостное
произведение в жанре романа. Поражало в «Бедных людях» то, что это «роман в письмах»,
эпистолярный (от греческого - «письмо»). Такая форма считалась в литературе слишком изысканной,
аристократической. В сознании читателей вставали давно уже привычные и благородно звучащие
названия романов Ричардсона, Руссо, де Сталь. По этим романам вся Европа училась свободно мыслить
и чувствовать. Татьяна Ларина «воображалась героиней Клариссой, Юлией, Дельфиной». И вот
Достоевский потратил эту форму романа на обрисовку внутреннего мира какого-то мелкого чиновника,
титулярного советника, знающего только свои служебные бумаги. С точки зрения укоренившихся
вкусов и «приличий» вызывающим казался этот мир бедных героев с их копеечными расчетами и
мещанскими дрязгами.
Весь роман состоит из 55 писем. Макар Девушкин написал 31 письмо. Оказывается, весь роман
Макара Девушкина и Вареньки Доброселовой длился недолго: всего с 8 апреля по 30 сентября.
Эпистолярный роман – это роман переживаний.
Достоевский по поводу «Бедных людей» пишет брату: «Во всем они (публика и критика)
привыкли видеть рожу сочинителя; я же моей не показывал. А им и не в догад, что говорит Девушкин, а
не я, и что Девушкин иначе и говорить не может. Роман находят растянутым, а в нем слова лишнего
нет». В творчестве Достоевского – современность проблематики, представление о ценностях. Писателя
интересовал вопрос: что происходит с человеческой душой в переломные моменты, когда рушатся
представления о Добре и зле.
Сороковые годы XIX века – формирование критического реализма. Художественные принципы
– гоголевские, обращение к прозе жизни, повседневности. Обращение к иному герою – человеку массы,
заурядному. Интерес к человеку из социальных низов, критический пафос в изображении
действительности. Достоевский был воспринят по первым произведениям как писатель «натуральной
школы». Белинский не заметил, что Достоевский, примыкая к этому направлению, ведет полемику с
ним, не во всем принимая принципы натуральной школы. Центральный вопрос в литературе –
понимание человеческой личности, концепция человека. Почему Белинский воспринял произведение
Достоевского как произведение «натуральной школы»? Тема бедных людей, маленького человека,
обманутая девушка. Материал в духе натуральной школы. Критическое изображение действительности,
социальное неустройство, страдания, вызванные социальными причинами, гуманный пафос защиты
«маленького человека». Традиция, в которой изображался «маленький человек»: забитый,
придавленный, но это на первый взгляд. Белинский поэтому так и воспринял. Однако «натуральная
школа» в лице Достоевского поднялась на новый уровень, начинался новый этап, когда были
поставлены психологические проблемы, углубление психологического мастерства.
Но Белинский не заметил полемики, глубоко к тому же завуалированной. Сам Достоевский
ощущал свою новую позицию, чувствовал свою особость. Особая позиция была заявлена им в письме к
брату: «Я завел процесс с литературой». Сам пафос был иным, пафос героя, отличный от других героев
натуральной школы. Натуральная школа утверждала: человек определяется средой, материальными
проблемами. Так нравственность выводилась из условий существования. Гоголевский герой – Акакий
Акакиевич – строитель шинели. Макар Девушкин – строитель мыслей. Основной пафос суждений –
амбиция. Рядом с ним дугой образ – ветошка. Положение человека – положение ветошки.
Бахтин: Говорят Макар Девушкин и Варенька Доброселова, автор только размещает их слова:
его замыслы и устремления преломлены в словах героя и героини. Слово здесь двухголосое. Авторское
понимание очень тонко и осторожно преломляется в словах героев-рассказчиков, хотя все произведение
В середине 40-х гг. XIX века сложилась целая школа последователей реализма: Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Это были молодые писатели с первыми произведениями: Герцен («Кто виноват?», «Доктор Крупов», «Сорока-воровка»); Гончаров («Обыкновенная история»); Тургенев («Записки охотника»); Григорович («Деревня», «Антон Горемыка»); Некрасов как поэт, нашедший свои демократические темы. Были и беллетристы, мастера «физиологических очерков» о петербургской бедноте: Даль, Бутков, Панаев. Вся эта группа писателей называлась «натуральной школой» - школой, изображающей жизнь без прикрас, как в самой «натуре». Особенно заметное влияние на «школу» было со стороны Гоголя, автора «Шинели». Идейным вдохновителем был Белинский, главный критик журналов «Отечественные записки» и «Современник». Казалось, все в первом произведении Достоевского «Бедные люди» было в духе «натуральной школы»: и название, и герои, и пафос отстаивания человеческих прав. Критик Анненков слышал от Белинского, как тот в устной беседе назвал «Бедных людей» «первой попыткой у нас социального романа». Эти слова надо понимать как высшую похвалу. И действительно, «Бедные люди» появились раньше многих вышеперечисленных произведений «натуральной школы». Это было целостное произведение в жанре романа. Поражало в «Бедных людях» то, что это «роман в письмах», эпистолярный (от греческого - «письмо»). Такая форма считалась в литературе слишком изысканной, аристократической. В сознании читателей вставали давно уже привычные и благородно звучащие названия романов Ричардсона, Руссо, де Сталь. По этим романам вся Европа училась свободно мыслить и чувствовать. Татьяна Ларина «воображалась героиней Клариссой, Юлией, Дельфиной». И вот Достоевский потратил эту форму романа на обрисовку внутреннего мира какого-то мелкого чиновника, титулярного советника, знающего только свои служебные бумаги. С точки зрения укоренившихся вкусов и «приличий» вызывающим казался этот мир бедных героев с их копеечными расчетами и мещанскими дрязгами. Весь роман состоит из 55 писем. Макар Девушкин написал 31 письмо. Оказывается, весь роман Макара Девушкина и Вареньки Доброселовой длился недолго: всего с 8 апреля по 30 сентября. Эпистолярный роман – это роман переживаний. Достоевский по поводу «Бедных людей» пишет брату: «Во всем они (публика и критика) привыкли видеть рожу сочинителя; я же моей не показывал. А им и не в догад, что говорит Девушкин, а не я, и что Девушкин иначе и говорить не может. Роман находят растянутым, а в нем слова лишнего нет». В творчестве Достоевского – современность проблематики, представление о ценностях. Писателя интересовал вопрос: что происходит с человеческой душой в переломные моменты, когда рушатся представления о Добре и зле. Сороковые годы XIX века – формирование критического реализма. Художественные принципы – гоголевские, обращение к прозе жизни, повседневности. Обращение к иному герою – человеку массы, заурядному. Интерес к человеку из социальных низов, критический пафос в изображении действительности. Достоевский был воспринят по первым произведениям как писатель «натуральной школы». Белинский не заметил, что Достоевский, примыкая к этому направлению, ведет полемику с ним, не во всем принимая принципы натуральной школы. Центральный вопрос в литературе – понимание человеческой личности, концепция человека. Почему Белинский воспринял произведение Достоевского как произведение «натуральной школы»? Тема бедных людей, маленького человека, обманутая девушка. Материал в духе натуральной школы. Критическое изображение действительности, социальное неустройство, страдания, вызванные социальными причинами, гуманный пафос защиты «маленького человека». Традиция, в которой изображался «маленький человек»: забитый, придавленный, но это на первый взгляд. Белинский поэтому так и воспринял. Однако «натуральная школа» в лице Достоевского поднялась на новый уровень, начинался новый этап, когда были поставлены психологические проблемы, углубление психологического мастерства. Но Белинский не заметил полемики, глубоко к тому же завуалированной. Сам Достоевский ощущал свою новую позицию, чувствовал свою особость. Особая позиция была заявлена им в письме к брату: «Я завел процесс с литературой». Сам пафос был иным, пафос героя, отличный от других героев натуральной школы. Натуральная школа утверждала: человек определяется средой, материальными проблемами. Так нравственность выводилась из условий существования. Гоголевский герой – Акакий Акакиевич – строитель шинели. Макар Девушкин – строитель мыслей. Основной пафос суждений – амбиция. Рядом с ним дугой образ – ветошка. Положение человека – положение ветошки. Бахтин: Говорят Макар Девушкин и Варенька Доброселова, автор только размещает их слова: его замыслы и устремления преломлены в словах героя и героини. Слово здесь двухголосое. Авторское понимание очень тонко и осторожно преломляется в словах героев-рассказчиков, хотя все произведение 10
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- …
- следующая ›
- последняя »