ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
12
не только «грустные стороны» жизни «бедных людей», но дана субъективная оценка своей жизни и
жизни обитателей аристократических кварталов.
Внимание героя к материальной обстановке, к жизненной прозе не делает его смешным, так как
в борьбе с нуждой и лишениями проявляются его самоотвержение, отзывчивость и душевное богатство.
Девушкин и Варенька – люди, которых окружает огромный, враждебный и чуждый им мир. В этом мире
они чувствуют себя бесприютно и одиноко.
Новое отношение писателя к «маленькому человеку», отчетливо проявившееся в «Бедных
людях», было одним из симптомов демократизации русской литературы и русского романа.
«Двойник» Достоевского
Разочарование Белинского (по поводу повести «Хозяйка» Белинский сообщал Анненкову):
«Достоевский написал повесть «Хозяйка» - ерунда страшная!… Надулись же мы, друг мой, с
Достоевским-гением!» Однако в «фальшивой» «Хозяйке» есть начало Рогожина и Настасьи
Филипповны.
Роман «Двойник» - второе произведение Достоевского. В конце 1859 года Достоевский,
вернувшись с каторги, снова возвращается к «Двойнику» и задумывает его переделать. «Они увидят,
наконец, что такое «Двойник!» - пишет он брату Михаилу. «Зачем мне терять превосходную идею,
величайший тип по своей социальной важности…» В «Дневнике писателя» 1877 года, то есть через
тридцать с лишним лет после напечатания «Двойника» Достоевский, признавая, что «формы не нашел и
повести не осилил» одновременно пишет: «… серьезнее этой идеи я никогда ничего в литературе не
проводил». Такое заявление о «слабой повести» после «Преступления и наказания», «Идиота», «Бесов»,
«Подростка» чрезвычайно ответственно. Замысел «Двойника» раскрывает, что в духовной жизни
Достоевского уже этого периода началось осознание идеи борьбы человека с его личным злом, с его
«двойником». По христианскому миропониманию, физическая смерть и вся совокупность зла вошли в
этот мир не случайно и не благодаря каким-то неправильным социально-экономическим отношениям, а
только через человеческий грех, то есть через свободный акт человеческой воли. Все зло мира, все его
страдание, вся его «смерть», весь узел его скорбей завязаны где-то в глубинах души человеческой.
Достоевский считал, никакое уничтожение бедности, никакая организация труда не спасут человечество
от ненормальности, от виновности и преступности. Зло таится в человечестве глубже, и никакое
устройство общества не избегнет зла: душа человеческая останется та же, ибо ненормальность и грех
исходят из нее самой. Но это значит, что и все спасение мира и человека должно идти изнутри, из
свободного выбора Жизни вместо смерти, что каждый человек стоит перед своей двойственной
возможностью, перед своим выбором добра или зла. О двойственной природе человека писал апостол
Павел: «Бедный я человек!» В XVII веке Паскаль писал: «… Эта двойственность так заметна, что были
люди, полагавшие себе две души». Экзюпери: «Во мне есть кто-то, с кем я должен бороться, чтобы
расти».
Сама великая идея борьбы света и тьмы в человеке и в мире легла с этого времени в основу
художественного творчества Достоевского, и скелет «Двойника» стал постепенно одеваться плотью его
произведений. Ведь все, что писал Достоевский, устремлено к изображению этой мировой антитезы, как
говорил Митя Карамазов «дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». Через тридцать лет
после «Двойника» в «Подростке» Достоевский вскрывает значение этого термина. В «Бесах» темный
двойник Ставрогина уже настолько слился с ним и спрятался за его маску, что внешне это совершенно
обаятельный человек, хотя иногда люди смутно чувствуют его подлинное лицо убийцы. Только
Хромоножка способна увидеть истинное его лицо: «Гришка Отрепьев!» - кричит она этому прекрасному
Ивану-Царевичу, то есть подделка, двойник. В вариантах «Двойника» 1846 года несколько раз
упоминается «Отрепьев» и «самозванец». Всю свою жизнь человек должен вести борьбу со своим злом,
все время делать выбор между добром и злом и, делая выбор в пользу Бога, «получать исход
душевный», это есть закон духовной борьбы и свободы человеческой воли, «потребность нравственного
долга» - основополагающие идеи христианства.
Достоевский напророчил, когда в 1847 году писал брату, что у «Двойника» «страшная роль в
будущем». Главная тема «Двойника», как и «Бедных людей», - тема человеческого достоинства бедного
человека и его права на счастье. В «Двойнике» Достоевский акцентирует другое – то отрицательное и
губительное влияние, которое общество оказывает на «маленького человека». Господин Голядкин, герой
«Двойника», в минуту, когда он после долгих лет усердной, тоскливо-однообразной службы,
почувствовал себя, наконец, близким к осуществлению своих, весьма прозаических и скромных
чиновничьих мечтаний, терпит постыдное и унизительное поражение в борьбе за руку дочери «его
не только «грустные стороны» жизни «бедных людей», но дана субъективная оценка своей жизни и жизни обитателей аристократических кварталов. Внимание героя к материальной обстановке, к жизненной прозе не делает его смешным, так как в борьбе с нуждой и лишениями проявляются его самоотвержение, отзывчивость и душевное богатство. Девушкин и Варенька – люди, которых окружает огромный, враждебный и чуждый им мир. В этом мире они чувствуют себя бесприютно и одиноко. Новое отношение писателя к «маленькому человеку», отчетливо проявившееся в «Бедных людях», было одним из симптомов демократизации русской литературы и русского романа. «Двойник» Достоевского Разочарование Белинского (по поводу повести «Хозяйка» Белинский сообщал Анненкову): «Достоевский написал повесть «Хозяйка» - ерунда страшная!… Надулись же мы, друг мой, с Достоевским-гением!» Однако в «фальшивой» «Хозяйке» есть начало Рогожина и Настасьи Филипповны. Роман «Двойник» - второе произведение Достоевского. В конце 1859 года Достоевский, вернувшись с каторги, снова возвращается к «Двойнику» и задумывает его переделать. «Они увидят, наконец, что такое «Двойник!» - пишет он брату Михаилу. «Зачем мне терять превосходную идею, величайший тип по своей социальной важности…» В «Дневнике писателя» 1877 года, то есть через тридцать с лишним лет после напечатания «Двойника» Достоевский, признавая, что «формы не нашел и повести не осилил» одновременно пишет: «… серьезнее этой идеи я никогда ничего в литературе не проводил». Такое заявление о «слабой повести» после «Преступления и наказания», «Идиота», «Бесов», «Подростка» чрезвычайно ответственно. Замысел «Двойника» раскрывает, что в духовной жизни Достоевского уже этого периода началось осознание идеи борьбы человека с его личным злом, с его «двойником». По христианскому миропониманию, физическая смерть и вся совокупность зла вошли в этот мир не случайно и не благодаря каким-то неправильным социально-экономическим отношениям, а только через человеческий грех, то есть через свободный акт человеческой воли. Все зло мира, все его страдание, вся его «смерть», весь узел его скорбей завязаны где-то в глубинах души человеческой. Достоевский считал, никакое уничтожение бедности, никакая организация труда не спасут человечество от ненормальности, от виновности и преступности. Зло таится в человечестве глубже, и никакое устройство общества не избегнет зла: душа человеческая останется та же, ибо ненормальность и грех исходят из нее самой. Но это значит, что и все спасение мира и человека должно идти изнутри, из свободного выбора Жизни вместо смерти, что каждый человек стоит перед своей двойственной возможностью, перед своим выбором добра или зла. О двойственной природе человека писал апостол Павел: «Бедный я человек!» В XVII веке Паскаль писал: «… Эта двойственность так заметна, что были люди, полагавшие себе две души». Экзюпери: «Во мне есть кто-то, с кем я должен бороться, чтобы расти». Сама великая идея борьбы света и тьмы в человеке и в мире легла с этого времени в основу художественного творчества Достоевского, и скелет «Двойника» стал постепенно одеваться плотью его произведений. Ведь все, что писал Достоевский, устремлено к изображению этой мировой антитезы, как говорил Митя Карамазов «дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». Через тридцать лет после «Двойника» в «Подростке» Достоевский вскрывает значение этого термина. В «Бесах» темный двойник Ставрогина уже настолько слился с ним и спрятался за его маску, что внешне это совершенно обаятельный человек, хотя иногда люди смутно чувствуют его подлинное лицо убийцы. Только Хромоножка способна увидеть истинное его лицо: «Гришка Отрепьев!» - кричит она этому прекрасному Ивану-Царевичу, то есть подделка, двойник. В вариантах «Двойника» 1846 года несколько раз упоминается «Отрепьев» и «самозванец». Всю свою жизнь человек должен вести борьбу со своим злом, все время делать выбор между добром и злом и, делая выбор в пользу Бога, «получать исход душевный», это есть закон духовной борьбы и свободы человеческой воли, «потребность нравственного долга» - основополагающие идеи христианства. Достоевский напророчил, когда в 1847 году писал брату, что у «Двойника» «страшная роль в будущем». Главная тема «Двойника», как и «Бедных людей», - тема человеческого достоинства бедного человека и его права на счастье. В «Двойнике» Достоевский акцентирует другое – то отрицательное и губительное влияние, которое общество оказывает на «маленького человека». Господин Голядкин, герой «Двойника», в минуту, когда он после долгих лет усердной, тоскливо-однообразной службы, почувствовал себя, наконец, близким к осуществлению своих, весьма прозаических и скромных чиновничьих мечтаний, терпит постыдное и унизительное поражение в борьбе за руку дочери «его 12
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- …
- следующая ›
- последняя »