Введение в философию. Поликарпов В.С. - 3 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

3
ПРЕДИСЛОВИЕ
В настоящее время значительно возросло значение философии в жизнедеятельности человека и со-
циума, что объясняется комплексом обстоятельств, среди которых немалое место принадлежит как новой
ситуации, связанной с происходящим цивилизационным сдвигом в развитии человечества и системой кри-
зисов глобального порядка, так прорывом в познавательной деятельности, который привел к созданию
новых технологий (информационных
и телекоммуникационных технологий, биотехнологий, нанотехноло-
гии, высоких технологий обработки сознаний человека, компьютерных психотехнологий и др.), изме-
няющих кардинальные изменения в образе жизни современного человека. Действительно, с одной сторо-
ны, на рубеже XX и XXI столетий совершены следующие прорывы в науке: расшифрован геном человека,
доказано существование у живой клетки программы смерти, рождена клеточная
терапия, совершившая
революцию в медицине, получено новое состояние материикварк-глюонная плазма, созданы прототипы
квантовых компьютеров будущего и пр. Некоторые из этих открытий, особенно относящиеся к квантовой
физике, требуют генерирования новых идей, которые могут привести к описанию реальности, где ряд ин-
туиций, обусловленных жизнедеятельностью человека в пространстве-времени, становятся неадекватны-
ми
исследуемому объективному миру. С другой стороны, ряд других фундаментальных открытий в со-
временной науке – «волны Макимото», характеризующие определенные периоды технического развития
микроэлектроники и требующие разработки программных средств, которые способны принимать во вни-
мание фактор времени при изменении аппаратной структуры систем, открытия мюнхенской группы меди-
ков под руководством Э. Пёппеля в
области исследования структуры и функций человеческого мозга и
роли в этом слуховой иерархии, открытия современной физики элементарных частиц и др. – свидетельст-
вуют о возрастании роли времени и пространства и других категорий философии в познавательной и
практической деятельности человека.
Сложившаяся в современном научном познании (и не только в научном познании!) гносеологиче-
ская
ситуация с понятиями пространства и времени и другими фундаментальными понятиями, посредст-
вом которых осуществляется постижение мира, выглядит достаточно запутанной, она требует своего раз-
решения. Эту познавательную ситуацию можно охарактеризовать принадлежащим последнему из мудре-
цов древних майя Раммикару афоризмом, который относится к иллюзорному восприятию мира: «Облака
целуют луну». Не следует забывать,
что само иллюзорное восприятие мира имеет свои основания в этом
реальном мире, что оно несет в себе те или иные свойства окружающего мира. Следовательно, сложив-
шаяся гносеологическая ситуация с фундаментальными категориями (время, пространство, сознание, при-
чинность и др.) в современном познании означает, что их старые интерпретации исчерпали свой эвристи-
ческий и
познавательный потенциал, что необходим поиск новых толкований. Данный поиск связан с но-
выми подходами, парадигмами и технологиями, обладающими значительным эвристическим потенциалом
в постижении окружающего мира и психики человека.
В современной науке начинают использовать новые информационные технологии, синергетическую
и немарковскую парадигмы и математические исчисления, которые влекут за собою весьма непривычные
для
человека пространственные и временные представления, однако они дают возможность описывать
новый уровень сложности окружающего мира и самого человека. Так, один из сценариев раздувающейся
Вселенной имеет ту особенность, что он описывает так называемый фрактальный объект космологии: это
значит, что пространство и время Вселенной имеет дробную размерность. Ведь сценарий хаотического
раздувания Вселенной выстроен
на основе того недавнего открытия того, что всем объектам и системам -
от микромира до Метагалактики - присуща дробная размерность, с чем связана стохастическая, нелиней-
ная картина мира (здесь используется идеи и понятия синергетики, адекватные самоорганизации материи).
Данная особенность стохастической модели расширяющейся Вселенной воспринимается весьма непри-
вычно для нас, привыкших к восприятию
объектов с небольшой целочисленной размерностью.
Язык фракталов фиксирует такое фундаментальное свойство реальных явлений, как самоподобие:
мелкомасштабные структуры повторяют форму крупномасштабных. Так, в случае фиорда или кардио-
граммы самоподобие состоит в бесконечно прихотливых изгибах, а в случае кровеносных сосудов, мороз-
ных узоров или функционирования маркетингав бесконечно разнообразных ветвлениях. Фрактал пред-
ставляет
собой нелинейную структуру, которая сохраняет самоподобие (самоаффинность) при неограни-
ченном изменении масштаба (перед нами пример математической идеализации). Ключевым здесь является
сохраняющееся свойство нелинейности. Существенно при этом то, что фрактал имеет дробную, в пределе
иррациональную размерность, благодаря чему онспособ организовать взаимодействие пространств раз-
ной природы и размерности (нейронные сети, индивиды
и их взаимодействие и пр. – тоже фракталы).
Особенностью фрактала является то, что он не имеет, подобно лейбницевской монаде, ни начала, ни сере-
дины, ни конца, т.е. он делокализован, не обладает границами. Фрактал выступает ключевым понятием
синергетики - он прекрасно описывает самоорганизацию любой системы, моделирует ее саморазворачи-
вание, его свойства с трудом
воспринимаются нашим мышлением. Однако в современной науке много
диковинных открытий, которые не укладываются в рамки здравого рассудка, и поэтому следует привы-