ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
5
фундаментальной науки, религия же станет делом индивида, ибо существенную роль будет принадлежать
этике.
Человек всегда стремится заглянуть в будущее, его интересуют тенденции развития научного зна-
ния, ему хочется знать, какие проблемы будут находиться в фокусе внимания науки. В ряде журналов уже
сделаны прогнозы относительно развития научного познания, однако следует помнить, что
большинство
предсказаний не сбывается, на передний план выходят никем не предсказанные научные открытия. Тем не
менее, нерешенные проблемы современной науки придется решать, хотя человек столкнется с принципи-
ально новыми, непредсказуемыми проблемами научного познания. В специальном выпуске журнала «Sci-
entific American» (декабрь 1999 г.), посвященном тому, что науке будет известно к 2050 году, перечисля-
ется следующий
ряд нерешенных проблем: решение центральной проблемы фундаментальной физики –
несовместимость квантовой механики и теории гравитации, построение единой теории всех физических
сил на основе радикально новых идей, проблема рождения нашей Вселенной и доказательство существо-
вания других вселенных, раскрыта природа поведения человека, проблемы, связанные с расшифровкой
человеческого генома и подключением человеческого мозга к
Интернету и др. Рассмотрение «горячих то-
чек» современной науки, ее нерешенных до сих пор проблемам предполагает философский анализ и син-
тез полученных знаний, чтобы человечество смогло выработать стратегию своего развития, адекватную
динамике окружающего природного и социального мира.
Своего философского осмысления требуют и динамичные процессы современного противоречивого
мира, которые ставят каждого человека
в сложные условия социальной жизни, характеризующейся воз-
растанием неопределенности и степени риска (не случайно современное общество в философской и со-
циологической литературе квалифицируется как «общество риска»). Некоторые современные философы,
ориентирующиеся на конъюнктуру и обосновывающие интересы узкого круга олигархов, стремятся
скрыть природу капитала, денег, стоимости, рынка, что означает разрушение сознания индивида.
Ведь в
таком случае оно становится неразвитым, ущербным, оно наполняется фетишизированными представле-
ниями и поэтому оно не может перенести противоречий социальной жизни. Происходит фетишизация че-
ловеческих отношений, абсолютизация частной собственности и игнорирование реального процесса дви-
жения на Западе от частной собственности к индивидуальной собственности, что уничтожает отчуждение
человека от окружающего его
социального мира, других индивидов, что позволяет ему раскрыть свой
творческий потенциал. Необходимо отметить то обстоятельство, что отчужденное сознание индивидов
влечет за собой одномерность мышления и соответствующее ему пренебрежение философией. Многие
индивиды, которые заняты карьерой в области предпринимательства, администрирования, финансов и
политики, представляют собой личности, доверяющие тому, что можно «потрогать» руками.
В силу от-
ветственности они не могут опираться на абстрактные рассуждения, не имеющие прямого отношения к
делу. Поэтому не удивительно, что даже понятие «философия» ими употребляется лишь в значении «пус-
тая болтовня». Результаты оказываются весьма плачевными, так как игнорирование духовной стороны
человеческого существования приводит к потере веры в жизнь, что влечет
за собой смерть раньше отпу-
щенного этим индивидам срока жизни.
В противовес такому пониманию философии существует подход, согласно которому философия –
это королевская наука по содержанию и аудитории. «Буржуазия философией не интересуется. У нее для
этого нет досуга. Философия – антибуржуазная наука, форма сознания аристократического общества. Ее
трудно приспособить к потребностям, интересам
и образу жизни буржуазного сословия»
2
. Действительно,
в Европе философия всегда культивировала социальное недовольство, что пахло порохом и революцией.
Великий немецкий философ Г. Гегель в свое время указывал, что политической революции предшествует
философская. В более широком плане можно утверждать, что социальные кардинальные изменения в
жизни общества обусловлены коренными изменениями в философской картине социального мира, кото-
рая
задает ориентацию человека и групп в этом сложном мире. В целом оказывается, что философия по
своему потенциалу является самым мощным интеллектуальным оружием, превосходящим даже средства
массовой информации. Поэтому она имеет существенное значение в жизнедеятельности человека, стре-
мящегося наполнить свою жизнь смыслом, что требует осознания им своего места в окружающем мире.
Более
того, возрастающее давление социума, связанное с изменением ценностных ориентаций, необходи-
мость поиска и быстрого нахождения решений, стрессовые ситуации – все это проблемы человеческого
бытия, сохранения и развития личности, ее внутреннего мира, мировоззренческой культуры. В современ-
ных условиях мировоззренческие установки и убеждения молодежи формируются в контексте переоценки
нашего исторического прошлого, утверждения плюрализма,
развития мыслей, представлений о спектре
актуальных проблемах общественной жизни.
Чтобы не блуждать в лабиринтах новых общественных отношений, правильно ориентироваться, по-
стигнуть смысл своего существования, молодым людям необходим духовный стержень, которым является
философско-мировоззренческая культура. Предназначение философии состоит в том, что она находится в
2
О философии континентальной и аналитической и об интеллектуальной многоукладности. Беседа В. Россмана с Я. Шрам-
ко // Вопросы философии. 2002. № 11. С. 122.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- …
- следующая ›
- последняя »