ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
7
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В КУЛЬТУРЕ
ГЛАВА ПЕРВАЯ. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ
Одна или множество философий. Многообразие начал философии. Сущность фи-
лософии. Дифференциация философского знания. Функции философии. Философия
в структурной модели культуры. Грани философии.
Рассмотрение специфики философии предполагает выяснение вопроса о том, существует ли фило-
софия как таковая наряду и помимо тех философских учений и систем, которые реально имеют место в
истории философии? В Советском Союзе данный вопрос на официальном уровне решался однозначно:
существует единственная философия – диалектический и исторический материализм, все многообразие
других философских учений
относится к области истории философии. И хотя в рамках самой марксист-
ско-ленинской философии имелись многочисленные течения и направления, причем некоторые из них
выходили за рамки официально принятой философии, преподавание философии в вузах строилось в соот-
ветствии с официально принятой точкой зрения.
Следует отметить, что превращение диалектического и исторического материализма
в официальную
партийно-государственную доктрину повлекло за собой целый ряд таких недостатков, как догматизация
этой философии, носящей по своему существу творческий, антидогматический характер, вульгаризация,
схематизация и т.д. Тем не менее здесь имеется и целый ряд позитивных моментов: четко делились учеб-
ные философские дисциплины, с чем был связано наличие четкого критерия
оценки немарксистских фи-
лософских учений и их отдельных положений, с единой позиции излагались концепции истории филосо-
фии, развивалось творчески мышление человека, нацеленное на выработку синтетической картины приро-
ды во всем ее многообразии благодаря универсалистским устремлениям материалистической диалектики.
На значимость философского материализма в его диалектической версии для естествознания и наук о
че-
ловеческом поведении указывает профессор Массачусетского технологического института (США) Л.Р.
Грэхэм: «Традиция философского материализма восходит к досократовским временам и, вне всякого со-
мнения, будет существовать всегда. В Советском Союзе традиция философского материализма не исчез-
нет с падением значения догматически понятой теории диалектического материализма, но будет прини-
мать более приемлемую в
интеллектуальном отношении форму… Диалектико-материалистический взгляд
на природу очень близок многим ученым во всем мире»
3
. Сравнительный анализ диалектического мате-
риализма и различных философских течений и школ современного Запада показывает, что он является
самой мощной интеллектуальной системой, которая создана человечеством и которая обладает значитель-
ным эвристическим потенциалом. Несмотря на распад Советского Союза и введение официально фило-
софского плюрализма, что имеет свою положительную сторону, объективная тенденция современного
научного знания к построению единой синтетической картины природы означает востребованность фун-
даментальных положений диалектического материализма, обогащенных достижениями науки и новейших
технологий.
Не следует забывать того существенного обстоятельства, согласно которому диалектический мате-
риализм является предельным случаем европейской континентальной философии и поэтому ему созвучны
ее парадигмы, в том числе положения аналитической философии, занимающейся
анализом языка и аргу-
ментов. Отличие состоит в том, что в аналитической традиции философия лишена критической функции,
тогда как диалектической материализм не только подчеркивает эту функцию, но и показывает пути изме-
нения существующего положения вещей. В современных условиях немалое значение имеет то обстоятель-
ство, что развитие диалектического материализма в качестве
методологической основы динамичного на-
учного знания предполагает использование ряда парадигм идеалистической философии. Ярким примером
этого служит недавно вышедшая монография отечественного физика Ю.С. Владимирова «Метафизика», в
основе которой лежит концепция материализма, находящегося в диалектическом единстве с идеализмом
4
.
Здесь изложены принципы фундаментальной физики – физики, содержащей в себе философские (методо-
логические) основания, развивавшиеся такими физиками-теоретиками, как А. Эйнштейн, П. Дирак, Н.
Бор, В. Гейзенберг, Дж. Уилер, С. Вайнберг, В.А. Фок, Р. Пенроуз, А.Д. Сахаров и др. И хотя этой новой
философии еще предстоит завоевать признание, сам
факт значимости философии как совокупности миро-
воззренческих парадигм для дальнейшего развития теоретической физики во всех ее разветвлениях заслу-
живает внимания. Во всяком случае, несомненно то, что дальнейшее развитие диалектического материа-
лизма, связанное с включением рациональных моментов парадигм идеализма (например, берклианская
версия парадигмы субъективного идеализма в определенном аспекте соответствует взаимодействию чело-
века
с компьютером, порождающего виртуальное пространство), будет плодотворным для естествознания.
3
Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М., 1991. С. 5.
4
См. Владимиров Ю.С. Метафизика. М., 2002.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »