Золотой век в истории мировой культуры. Поликарпов В.С. - 63 стр.

UptoLike

Составители: 

63
Вместо заключения. ЗОЛОТОЙ ВЕК СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Октябрь 1917 г. считается началом нового периода в истории отечественной культуры, хотя
последствия революции не сразу проявились в культурной жизни общества. Возникший советский
общественный строй стал оказывать влияние на происходящие процессы в искусстве, религии, науке
и других сферах культуры. Разрушалась относительная замкнутость культуры, она становилась все
более зависимой от идеологической и политической борьбы в обществе. Революция пробудила к
творческой деятельности народные массы, открыла им широкие возможности для приобщения к
культуре. Встала задача создания новой культуры, которая отвечала бы потребностям новой
многомиллионной массе, которой раньше были недоступны достижения отечественной и мировой
культуры.
Для советской культуры характерны противоречия, обусловленные столкновением тенденции в
виде процесса революционного подъема культуры и демократизации духовной жизни общества,
начавшихся в первые годы советской власти, с тенденцией роста влияния административно-
командной системы, сформировавшейся в начале 30-х годов. Грубый административный диктат в
различных сферах культуры, массовые репрессии и идеологический догматизм привели к потерям в
области культуры. В качестве примера можно привести расцвет возникших в императорской России
и в первые годы советской власти множества профессиональных объединений художников, обществ,
ассоциаций и кружков, ставивших своей целью заботу о развитии искусств и художественных
ремесел, устройство выставок, выпуск искусствоведческих изданий, художественно-педагогическую
деятельность, благотворительность в отношении художников. Большинство художественных
объединений были распущены по постановлению ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке
литературно-художественных организаций». Такого рода факты, связанные с усилением в жизни
общества и его культуры административно-командных методов, дают основания для критики
советской культуры. В связи с этим сейчас достаточно широко распространен негативная оценка
советской культуры, когда она рассматривается как нечто незначительное, не имеющая никакой
ценности. Так, в довольно интересном словаре В.Г. Власова «Стили в искусстве», посвященном
истории стилей мирового изобразительного искусства, нет статьи «Советское искусство», однако
имеются статьи «Советский ампир», «Советское барокко» и «Социалистический реализм». В этих
статьях даются негативные оценки советской архитектуры, отмечается, что социалистический
реализм представляет собой имитацию художественного творчества в отличие от «классицизма»,
«барокко» или даже жестко нормативного «идеологизированного» «ампира». В итоге делается вывод
о том, что «советское искусство» оказывается в глубокой изоляции от исторически преемственного
развития мировой художественной культуры, что оно характеризуется провинциализмом и общим
упадком. Такие оценки советского искусства как значительной части отечественной культуры
свидетельствуют об отсутствии любви к своей Родине, проявляющегося в абсолютизации
недостатков советской культуры, в фактическом очернительстве достижений высокой культуры
недавнего прошлого нашего отечества, что характерно для «Иванов, не помнящих родства».
Необходимо отметить иной подход в зарубежной искусствоведческой литературе к
советскому искусству в великолепном монографическом исследовании М. Холлингсворт
«Искусство в истории человека» подчеркивается, что в России после революции 1917 года
установился новый режим, который был откровенно враждебным буржуазным ценностям
капиталистического Запада и который поэтому оказал поддержку современному искусству. Василий
Кандинский и Казимир Малевич (две ключевые фигуры в абстрактной живописи), Владимир Татлин
(основоположник конструктивизма), Эль Лисицкий (сочетавший в своем творчестве супрематизм и
конструктивизм) получили возможность для своих поисков в сфере живописи.
В целом же ситуация с советской культурой хорошо описывается афоризмом знаменитого
польского писателя Ежи Леца: «В действительности все совсем не так, как на самом деле». Речь идет
о той действительности, которую конструируют гуманитарии типа представителей
социалистического реализма (действительность с положительным знаком) и подобные В.Г. Власову
(действительность с отрицательным знаком). Как известно, крайности сходятся, и поэтому нужно
принимать во внимание тот существенный факт, что советская культура «на самом деле» имела свои
вершины, признанные во всем мире, т.е. можно говорить о золотом веке советской культуры. Этот
золотой век рельефно проявляется в художественной литературе, живописи, балете, скульптуре,
опере, музыке, киноискусстве, науке и других сферах советской культуры.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М.,1960.