ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
62
мецената к организатора выставок, а впоследствии - импрессарио гастролей русского балета и оперы
за границей.
В культурной жизни страны начала XX века "Мир искусства" сыграл важную эстетическую и
просветительскую роль. Его движение выступило с переоценкой рада крупных явлений искусства
прошлых эпох, особенно XVIII и начала XIX в., забытых или неверно истолкованных в бурную
передвижническую эпоху. Мирискуссники "открыли" для современников имена Рокотова,
Левицкого, Кипренского, Венецианова. Большое культурное значение имела выставка портретов,
организованная А. Бенуа и С. Дягилевым в Таврическом дворце (1905 г.), где экспонировалось около
двух тысяч работ. Исследование творчества отдельных художников, статьи о старинной
петербургской архитектуре, работы по истории русского искусства А. Бенуа, И. Грабаря и других
способствовали выработке идейно-художественной концепции развития русского искусства. Журнал
"Мир искусства" формировал эстетические вкусы русского общества, прежде всего через знакомство
с произведениями мирового искусства, а также русского классицизма и пр.
"Мир искусства" явился крупным эстетическим движением рубежа веков, переоценившим
всю современную художественную культуру, утвердившим новые вкусы и проблематику, вернувшим
искусству - на самом высоком профессиональном уровне - утраченные формы книжной графики и
театрально-декорационной живописи, приобретшими их усилиями всеевропейское признание,
пропагандировавшим русское искусство за рубежом. Мирискуссники создали новый тип
исторической картины, портрета, пейзажа со своими собственными стилевыми признаками
(отчетливые стилизаторские тенденции, преобладание графических приемов над живописными,
чисто декоративное понимание цвета и пр.). Этим определяется их значение для отечественного
искусства.
Русское искусство вышло на международную арену благодаря организованным С. Дягилевым
"Русским сезонам" в Париже, которые относятся к числу этапных событий в истории отечественной
музыки, живописи, оперного и балетного искусства. В 1906 году парижанам была представлена
выставка "Два века русской живописи и скульптуры". В следующем году в концертах они могли
познакомиться с русской музыкой от Глинки и Скрябина. В 1908 г. с исключительным успехом в
Париже выступал Шаляпин, исполнивший партию царя Бориса в опере М.П. Мусоргского "Борис
Годунов". Наконец, с 1909 г. начались "Русские сезоны" балета, продолжавшиеся в течение
нескольких лет.
"Русские сезоны" С. Дягилева явились "эстетической силой", воздействовавшей на всю
мировую культуру. Велико влияние русских художников, участников "Сезонов", на сценографию,
причем не только балетную. Крупнейшие французские художники, благодаря С. Дягилеву,
обратились к балету: П. Пикассо, А. Матисс, А. Дерен, Ж. Руссо и др. Что касается собственно
балетного искусства, то "Русские сезоны" и "Русский бал Сергея Дягилева" непосредственно
способствовали возрождению балета в тех странах, где он к концу XIX века находился в упадке
(например, во Франции), зарождению балета там, где он не существовал как национальное искусство
(Англия, США, страны Латинской Америки и др.). Балет за рубежом и по сей день сохраняет многие
черты, впервые проявившиеся в спектаклях С. Дягилева.
В "русском балете" увидели значительно больше, чем хореографический театр. Он стал
выражением новой эстетики, включавшей и новые формы балета, и новую музыку, и новую
живопись; он стал "эстетической силой", воздействовавшей на самые разные области культуры.
Сначала прославив русское искусство на Западе, одновременно открыв Западу глаза на собственные
возможности, он всемирно содействовал возрождению мирового балета. Зарубежный балет стал
таким, а не иным, потому что С. Дягилев привез на Запад спектакли определенного направления. Он
стал таким, а не иным, потому что С. Дягилев выдвинул, а в ряде случаев и воспитал хореографов,
которые сыграли решающую роль в развитии мирового балета. Он стал таким, а не иным, благодаря
новейшему интересу С. Дягилева и к традиционной культуре каждой из стран, и к новейшим ее
проявлениям. Потому что он всегда и всюду одновременно давал и брал - открывая тем самым новые
перспективы развития искусства.
И художники и поэты серебряного века русской культуры активно содействовали укреплению
международного авторитета отечественного искусства. Не случайно англичанин Д. Маккейл написал
книгу "Русский дар миру" (1915 г.), посвященную вкладу русской культуры в мировую. Богатейшее
наследие серебряного века русской культуры составляет золотой фонд и нашей отечественной, и
мировой культуры; его необходимо использовать в конце XX века и начавшемся процессе
возрождения замечательной, великолепной культуры.