ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
60
естествознания и философии оказали влияние на развитие русской науки, достижениями которой
гордится наш народ. Создатель русской научной школы физиков П.Н. Лебедев экспериментально
доказал существование давления света, возможность измерения его величины; его труды сыграли
большую роль в разработке теории относительности, квантовой теории и астрофизики. Крупный
физик Б.Б. Голицын считается основоположником сейсмологии как науки. Трудами
В.И. Вернадского заложены в России основы новых наук - биохимии, биогеохимии, радиогеологии;
его отличали широта интересов, постановка кардинальных проблем науки, научное предвидение
(только сейчас начинают в полной мере оценивать его идеи). Мировое признание получили работы
великого физиолога И.П. Павлова и микробиолога И.И. Мечникова - им были присуждены
Нобелевские премии.
В области гуманитарных наук было немало крупных ученых, с именами которых связано
серьезные научные исследования: экономист и историк М.И. Туган-Барановский, историки
В.О. Ключевский, Н.П. Павлов-Сильванский, В.И. Семевский, литературоведы С.А. Венгеров,
А.Н. Пыпин, библиограф Н.А. Рубакин и другие. Значительный интерес проявился к изучению
социально-экономической истории России. Общей чертой исследований в области общественных и
гуманитарных наук было отсутствие в них теоретически обоснованных методологических
обобщений, господство позитивистских концепций.
Важной сферой культуры рубежа столетий была русская оригинальная религиозная
философия, крупнейшими представителями которой являлись В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев,
С.В. Булгаков, С.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский и другие. Труды этих философов, в которых
утверждался примат духовности, "новое религиозное сознание", поиски путей своеобразного
соединения материального и духовного, утверждения всемирной теократии, были выражением
сложностей интеллектуальной и идейной жизни той поры. Следует учитывать, что философская
мысль серебряного века русской культуры конгениальна пушкинскому миросозерцанию. По мнении
Р.А. Гальцовой, "в русской культуре существует что-то вроде литературно-философской эстафеты, и
даже шире - эстафеты искусства и философии, из сферы художественного созерцания набранная
мощь тут передается в область философского осмысления и наоборот". Таковы отношения между
русской классикой и философским возрождением конца столетия.
Русская литература, родившаяся в результате ошибки традиционной культуры с западным
миром, когда, по известной формуле А.И. Герцена, "на призыв Петра цивилизоваться Россия
ответила явлением Пушкина", вступила в свой классический "золотой век". Затем, в ответ на новое
нигилистическое веяние времени восходит в конце века философия, которая, опираясь на духовную
крепость "святой русской литературы" (Т. Манн), преодолевает разрушительный искус и подводит
итоги развитию духа "золотого века" классики. Не русская словесность "серебряного века"
оказывается главной наследницей классической литературы - для этого она слишком нестойка,
морально двусмысленна., слишком подвержена дионисийским соблазнам. Преемницей русской
литературы оказывается именно философская мысль, она наследует духовные заветы «золотого века»
классики и потому сама переживает «золотой век».
Интересно и внешнее соответствие: философская панорама повторяет по своим очертаниям
картину русской литературы XIX века. Тот, кто стоит у истоков "золотого века" русской философии -
Вл. Соловьев, так же, как тот, кто стоит у истоков "золотого века" русской литературы - Пушкин -
равным образом оказываются и вершинами своих "веков", универсальными творцами, в чьем слове,
как в зерне, содержится все разнообразие последующего развития их "дисциплин". Между ними
существует и содержательное родство: и русскую философию и русскую литературу можно
определить как весть о судьбе человека перед лицом высшего смысла, вечных ценностей - истины,
добра и красоты.
Трудно, почти невозможно синтегрировать обобщенную художественную концепцию
серебряного века. Сравнительно небольшой промежуток времени, скрывающийся за этим
словосочетанием, отмечен необычайной пестротой не только художественной практике, но и в
эстетическом самосознании многочисленных течений, группировок и школ, действовавших
последовательно и параллельно, в согласии и конфронтации. Более того, каждый художник во что бы
то ни стало стремился обнародовать свое сугубо индивидуальное видение мира и искусства. С
течением времени взгляды его могли меняться кардинальнейшим образом, равно как и
принадлежность тому или иному течению, сама по себе весьма условная. Иными словами, следует
говорить о полифонизме русской культуры серебряного века.
Это было время великолепного маскарада культуры, закружившего персонажей всех эпох,
марафона русского искусства, за каких-то два десятилетия пробежавшего от античности до
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 58
- 59
- 60
- 61
- 62
- …
- следующая ›
- последняя »