ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
59
Понятно, что типологические схемы подобного рода учитывают в первую очередь общие
черты поэтов разных школ. Не менее существенна и индивидуальность, своеобразие поэта, его "лица
не общее выражение", как говорил Баратынский. В своих - "Размышлениях и разборах" П. Катенин,
выдвигая требование создания своей отечественной «народной» поэзии и не соглашаясь с делением
еѐ на разные направления, писал: «Для знатока прекрасное во всех видах и всегда прекрасно…»
Вершиной прекрасного в русской словесности и является поэзия Пушкина, почему и обсуждаются
отечественными мыслителями три тайны гения русской классики.
Первая, издавна поражающая всех - тайна творчества, его неисчерпаемость и полнота, в
которой объединено все предыдущее и заключено все последующее развитие русской литературы.
Пушкин при этом оказался не просто предшественником, но каким удивительным завершителем
исходящих из него же тенденций, что все более обнаруживается по ходу движения литературно-
исторического процесса. Удивительны гармония и совершенство пушкинского духа, иногда
определяемого как божественный дух (на этом настаивает В. Розанов).
Русские философы (В. Ильин, П. Струве, С. Франк и др.) усматривают в гениальности
Пушкина тайну духа. Тот катарсис, та гармоническая красота, в которую разрешается у него все
несчастное и трагическое в жизни человека, осмысливается русскими философами в качестве работы
не только поэтического] дара, но и человеческого "самообуздания" (П. Струве), "самопреодоления",
"самообладания" (С. Франк), жертвенности, аскезы. Творчество Пушкина - это акт
самопожертвования.
При этом обнаруживается, что Пушкин утешает нас не призрачным утешением стоика, что
часто приписывается ему в литературе, но такой благорасположенностью мудреца ко всей вселенной,
через которую нам открывается убеждение в ее смысле. Таким образом, тайна творчества выводит и
к тайне личности Пушкина - и это главное, что приковывает к себе внимание русских мыслителей.
Они раздумывают над загадкой страстного влечения русской души ко всякому знаку, который
исходит от него. "Пушкин для русского сердца есть чудесная тайна" (А. Карташев); и заключается
она в том, что он есть личное воплощение России, или, по С. Булгакову, "откровение русского народа
и русского гения". Но в связи с этим нужно понять феномен "русскости", что становится особенно
актуальным в наше время.
Лекция 15. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Эсхатологические настроения эпохи Николая II. Расцвет науки. Золотой век русской
философии. Полифонизм художественной культуры серебряного века. Поэзия серебряного
века, ее "философичность". "Мир искусств". "Русские сезоны" С. Дягилева. Вклад в мировую
культуру.
Канун нового, XX века (начало царствования Николая II) воспринимался современниками как
некий итог исчерпавшей себя цивилизации. Как преддверие неминуемой катастрофы, как начало
конца света. Эсхатологическими настроениями были пронизаны философские, научные, религиозные
и художественные пророчества, которые щедро предлагались обществу:
«И отвращение от жизни. Сулит нас, разрывая вены,
И к ней безумная любовь. Все разрушая рубежи,
И страсть, я ненависть Неслыханные перемены,
к отчизне... Невиданные мятежи...»
И черная, земная кровь
(А. Блок. Возмездие)
Человек, оказавшихся на краю пропасти, в обстановке "пира во время чумы", обуреваемый
тревожными предчувствиями, высокими и низкими страстями, и повел себя подобающим образом.
Это было время бешеной популярности всякого рода оккультных наук, мистических откровений,
напряженной философской мысли и самого низкопробного шарлатанства. Искусство встало на путь
обостренного эксперимента, кардинальных новаторских преобразований, как содержательной, так и
формальной стороны творчества. Наивысшим критерием художественности стада индивидуальная
неповторимость, оригинальность стиля. Самый скромный художник или поэт чувствовал себя
демиургом, всевластным творцом созидаемого космоса. Русская наука выходит на мировую арену и
добивается весомых результатов. В общем можно сказать, что такая социально-психологическая
атмосфера присуща эпохе, когда национальная культура переживала период необычайного подъема
(конец XIX и первые два десятилетия XX века), период, как бы воскресивший и подхвативший
традиции пушкинского "золотого века", и названный по аналогии "веком серебряным".
В начале XX века многие факторы внутренней жизни России, состояние мирового
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 57
- 58
- 59
- 60
- 61
- …
- следующая ›
- последняя »