Золотой век в истории мировой культуры. Поликарпов В.С. - 61 стр.

UptoLike

Составители: 

61
футуризма. В серебристом свечении карнавала мелькали забытые маски Пьеро и Арлекина,
вызволенные на свет Блоком и Мейерхольдом, собирались искатели невидимого града Китежа,
раздавалась футуристическая "заумь", перебиваемая громом щитов вагнеровских валькирий,
устраивались танцы наряженных Бакстом персонажей "дягилевских" балетов, в ностальгических
фантазиях "мирискусников" оживал Версаль, в бесконечном оргиастическом хороводе кружился
Северянин с его грозным миром «лесофей», «золотистых вуалей» и «ананасов в шампанском» бил
ясной, хрустальной, напевной струѐй родник поэзии Бальмонта и т.д.
Серебряный век невозможно обозначить чьим-либо одним именем типа "блоковская плеяда",
ибо его ореол создавали самые разные художники, писатели и поэты, нередко полярные по своим
творческим принципам, по направленности таланта, жесточайшим образом друг с другом
полемизировавшие. Но все их объединяло одно: осознание своей эпохи как совершенно особой,
выходящей за пределы того, что было прежде, в XIX столетии в первую очередь, и одновременно с
этим - деятельное, действенное отношение к этой эпохе и ее проблемам.
Серебряный век - не только время, но и отношение художника к этому времени, которое
может выстраиваться совершенно по-разному, но всегда осознается как целенаправленное, волевое
вое воссоздание образа мира и времени в своем собственном творчестве в тех формах и рамках,
которые диктует время. Чаще всего такое воссоздание происходило не только в поэзии и прозе, но и в
жизненных устремлениях художников. Солнечный аргонавтизм Белого и демонические маски
Брюсова, поза мистагога у Вяч. Иванова и поза воина и конквистадора у Гумилева, "довременность"
Хлебникова и острая современность Маяковского - все это непременная составная часть искусства,
делающая "жизнестроение" не менее важным, чем художество. Возникающий в стихотворении
М. Кульчицкого Хлебников, высыпающий из знаменитой наволочки рукописи в костер, чтобы
согреть замерзавшую девочку, или проносящийся в заблудившемся трамвае Гумилев из
стихотворения М. Шкапской - такие же факты образа серебряного века, как реальные стихотворения
и поэмы реальных поэтов.
Эпоха царствования Николая II связана с поразительным расцветом русской поэзии - не
случайно С. Саковский назвал этот период "Парнасом серебряного века". Великолепных поэтов тьма:
Блок, Бальмонт, Белый, Аннснский, Ахматова, Гумилев, Вяч. Иванов, Кузмин, Клюев, Волошин,
Мандельштам, Ходасевич, Брюсов, Есенин, Бунин, Цветаева и др. Длинный стол потребовался,
чтобы разместить столько поэтических талантов, поэтический урожай на рубеже столетий был
невероятным.
Поэзия серебряного века по сравнению с поэзией пушкинской поры кажется на первый взгляд
излишне "философичной", что имеет свои причины. Ведь она рождалась в стихии русской
религиозно-философской мысли, оформившейся к концу XIX века в целый ряд более или менее
стройных систем. На религиозно-философских диспутах, происходивших в салоне четы
Мережковских, вели ожесточенные споры Н. Бердяев и А. Волынский, Л. Шестов и В. Розанов.
Основной вопрос - о судьбах России, о перспективах ее возрождения - решался нередко на уровне
схоластических споров, вне практических вопросов общественной жизни.
Огромное влияние на раннего Блока имела философия и особенно поэзия В. Соловьева. В
лирике В. Соловьева, Блока и его друзей - московских символистов - увлекал образ мистической
"Мировой души", "Софии", "Вечной женственности". Этот образ юный Блок сделал краеугольным
камнем не только своей лирики ("Стихи о Прекрасной даме"), но и положил его в основу
жизнетворчества, отношений с женой. Однако сквозь все метаморфозы лирической доминанты
поэзии Блока с годами в его творчестве все более крепнет и утверждается тема России. Его
произведения - концентрация философских раздумий и любви к родине.
В конце 90-х годов прошлого столетия возникло художественное объединение "Мир
искусств", в которое входили мастера самой высокой художественной культуры, представители
художественной элиты России тех времен. Начало "Миру искусства" положили вечера в доме
А. Бенуа, посвященные искусству, литературе и музыке". Людей, собиравшихся там, объединяла
любовь к прекрасному и уверенность, что его можно найти только в искусстве, так как
действительность безобразна. Мирискуссники провозгласили новые эстетические принципы,
отвергнув как салонность академизма, так и тенденциозность передвижничества. "Мир искусства" -
широкое культурно-эстетическое движение, которое захватило архитектуру и скульптуру, поэзию,
оперное и балетное искусства, художественную критику м искусствознание. В нем участвовали
почти все известные художники - Бенуа, Сомов, Лансере, Бакст, Головин, Добужинский, Врубель,
Серов, Коровин, Левитан, Нестеров, Рябушкин, Рерих, Кустодиев, Петров-Водкин, Малявин,
Ларионов и др. Огромное значение в деятельности этого движения имела личность С. Дягилева,