Культурология. Попова Е.В - 237 стр.

UptoLike

Составители: 

237
С другой стороны, теоретическое осмысление истории русской
культуры позволяет увидеть, что, будучи рожденной в недрах деспо-
тического, жестко регламентированного Церковью и светской бюро-
кратической властью государства, русская культура изначально со-
держала в себе зерно свободомыслия и протеста против любых форм
политического, духовного (в том числе религиозного) и личностного
стеснения, закабаления и произвола.
Культура по своей природе не может быть вся без остатка заор-
ганизована, идеологизирована, политизирована и т. д. Тем более такая
культура, как русская, которая, являясь амбивалентной, совмещала
и тоталитаризм, и «противоядие» против него.
Социокультурная ситуация переходного периода в современной
России сопряжена с большими, в том числе нравственными, потеря-
ми. Разрушаются старые мировоззренческие ценности, возникают
случайные иллюзии, новые утопии, спекулятивные идеи и все это на
фоне все возрастающего процесса дегуманизации жизни и культуры,
нигилизма, общественной апатии и безверия. Главное заключается
в том, что мы живем сейчас в эпоху чудовищной потери смысла. Се-
годня России предложено относительно сытое существование, но
в обмен на некоторую комфортность жизни у людей отняли смысл
жизни. Жить только ради мира вещей, пусть даже супермодных, Рос-
сия не приучена. Человек не рожден для того, чтобы превращаться
в небольшое, но рентабельное предприятие, в которое он вкладывает
деньги, которые сам же и зарабатывает. Поэтому люди отчаянно ищут
ответа на вопросы: «Кто я? Зачем я существую? Откуда и куда мы
идем?».
Многое зависит от современной молодежи. Существует взгляд,
что молодых сейчас больше волнуют проценты по кредитам или на-
личие свободных мест на престижных курортах, но на самом деле ни-
кто толком не знает, что волнует молодежь. Молодые склонны копи-
ровать тот стиль жизни, который пропагандируют масс-медиа. А под-
росткам сегодня чуть ли не с детских лет навязывают образ «человека
покупающего», им внушают, что их главная задача в жизни заключа-
ется в потреблении. Идет страшная инфантилизация общества: по
улицам ходят и ездят на дорогих автомашинах 30-летние дети рас-
терянные, не умеющие создать семью, не готовые принимать серьез-
ные решения. Они глупо, бессмысленно, бездарно тратят энергию,
     С другой стороны, теоретическое осмысление истории русской
культуры позволяет увидеть, что, будучи рожденной в недрах деспо-
тического, жестко регламентированного Церковью и светской бюро-
кратической властью государства, русская культура изначально со-
держала в себе зерно свободомыслия и протеста против любых форм
политического, духовного (в том числе религиозного) и личностного
стеснения, закабаления и произвола.
     Культура по своей природе не может быть вся без остатка заор-
ганизована, идеологизирована, политизирована и т. д. Тем более такая
культура, как русская, которая, являясь амбивалентной, совмещала
и тоталитаризм, и «противоядие» против него.
     Социокультурная ситуация переходного периода в современной
России сопряжена с большими, в том числе нравственными, потеря-
ми. Разрушаются старые мировоззренческие ценности, возникают
случайные иллюзии, новые утопии, спекулятивные идеи – и все это на
фоне все возрастающего процесса дегуманизации жизни и культуры,
нигилизма, общественной апатии и безверия. Главное заключается
в том, что мы живем сейчас в эпоху чудовищной потери смысла. Се-
годня России предложено относительно сытое существование, но
в обмен на некоторую комфортность жизни у людей отняли смысл
жизни. Жить только ради мира вещей, пусть даже супермодных, Рос-
сия не приучена. Человек не рожден для того, чтобы превращаться
в небольшое, но рентабельное предприятие, в которое он вкладывает
деньги, которые сам же и зарабатывает. Поэтому люди отчаянно ищут
ответа на вопросы: «Кто я? Зачем я существую? Откуда и куда мы
идем?».
     Многое зависит от современной молодежи. Существует взгляд,
что молодых сейчас больше волнуют проценты по кредитам или на-
личие свободных мест на престижных курортах, но на самом деле ни-
кто толком не знает, что волнует молодежь. Молодые склонны копи-
ровать тот стиль жизни, который пропагандируют масс-медиа. А под-
росткам сегодня чуть ли не с детских лет навязывают образ «человека
покупающего», им внушают, что их главная задача в жизни заключа-
ется в потреблении. Идет страшная инфантилизация общества: по
улицам ходят и ездят на дорогих автомашинах 30-летние дети – рас-
терянные, не умеющие создать семью, не готовые принимать серьез-
ные решения. Они глупо, бессмысленно, бездарно тратят энергию,
                                237