Культурология. Попова Е.В - 236 стр.

UptoLike

Составители: 

236
вариантах) балтийские республики и Молдова; исламский регион
среднеазиатские республики и Казахстан, Азербайджан, Северный
Кавказ, Татарстан, Башкирия; буддистский регион юг Сибири; рос-
сийская цивилизация Россия, Украина и Белоруссия; Сибирь и Даль-
ний Восток как отдельные регионы со своей духовной и социальной
спецификой. Рост национальной, политической, религиозной, языко-
вой самобытности приводит не только к расцвету национальных
культур, но и к розни, нетерпимости, ожесточению и озлобленности,
следствием чего являются конфронтация и прямые вооруженные
конфликты, переходящие в очаги гражданской войны, свидетелями
которых мы являемся (Южный федеральный округ России).
Анализируя современные культурологические тенденции в Рос-
сии, констатируем следующие ее характерные черты:
1) плюрализм, который развился вместе с взаимной нетерпимо-
стью и вседозволенностью;
2) изменение методологий познания мира. Прежде жесткий объ-
ективизм, исключающий оценочность и субъективную интерпрета-
цию, выражался в дилеммах типа «или или»: белое или черное? все
или ничего? Теперь неожиданную ценность приобретают критерии
гибкости, мягкости, неопределенности, вариативности, субъективно-
сти, размытости, эмоциональности и т. д.
Завершая анализ современной социокультурной ситуации в Рос-
сии и ретроспективно рассматривая всю историю отечественной
культуры в целом, можно сказать, что корень практически всех явле-
ний и процессов в русской культуре XX в. так или иначе связан с то-
талитаризмом. Многие факты истории русской культуры многовеко-
вой давности прямо или косвенно предвосхищают тоталитаризм как
явление культуры и тип цивилизации. Вспомним феномен русского
самодержавия, многомерное явления крепостничества в России, пра-
вославный фундаментализм, имперский комплекс России, фанатизм
революционеров, борьбу с инакомыслием и традиции общинного
коллективизма. Самое же главное это стремление к целостному, не-
расчлененному взгляду на мир, которое свойственно русской культу-
ре и ее представителям. Дело в том, что сама тяга русской культуры
к «всеединству», к преодолению своего раздвоения и раскола, обора-
чивалась тем «сверхцентрализмом», который ломал культуру, загоняя
ее в политическую схему.
вариантах) – балтийские республики и Молдова; исламский регион –
среднеазиатские республики и Казахстан, Азербайджан, Северный
Кавказ, Татарстан, Башкирия; буддистский регион – юг Сибири; рос-
сийская цивилизация – Россия, Украина и Белоруссия; Сибирь и Даль-
ний Восток как отдельные регионы со своей духовной и социальной
спецификой. Рост национальной, политической, религиозной, языко-
вой самобытности приводит не только к расцвету национальных
культур, но и к розни, нетерпимости, ожесточению и озлобленности,
следствием чего являются конфронтация и прямые вооруженные
конфликты, переходящие в очаги гражданской войны, свидетелями
которых мы являемся (Южный федеральный округ России).
      Анализируя современные культурологические тенденции в Рос-
сии, констатируем следующие ее характерные черты:
      1) плюрализм, который развился вместе с взаимной нетерпимо-
стью и вседозволенностью;
      2) изменение методологий познания мира. Прежде жесткий объ-
ективизм, исключающий оценочность и субъективную интерпрета-
цию, выражался в дилеммах типа «или – или»: белое или черное? все
или ничего? Теперь неожиданную ценность приобретают критерии
гибкости, мягкости, неопределенности, вариативности, субъективно-
сти, размытости, эмоциональности и т. д.
      Завершая анализ современной социокультурной ситуации в Рос-
сии и ретроспективно рассматривая всю историю отечественной
культуры в целом, можно сказать, что корень практически всех явле-
ний и процессов в русской культуре XX в. так или иначе связан с то-
талитаризмом. Многие факты истории русской культуры многовеко-
вой давности прямо или косвенно предвосхищают тоталитаризм как
явление культуры и тип цивилизации. Вспомним феномен русского
самодержавия, многомерное явления крепостничества в России, пра-
вославный фундаментализм, имперский комплекс России, фанатизм
революционеров, борьбу с инакомыслием и традиции общинного
коллективизма. Самое же главное – это стремление к целостному, не-
расчлененному взгляду на мир, которое свойственно русской культу-
ре и ее представителям. Дело в том, что сама тяга русской культуры
к «всеединству», к преодолению своего раздвоения и раскола, обора-
чивалась тем «сверхцентрализмом», который ломал культуру, загоняя
ее в политическую схему.
                               236