Культурология. Попова Е.В - 235 стр.

UptoLike

Составители: 

235
прозрение, отрезвление и заземление мечты. Однако закат тоталита-
ризма наступил не сразу, поскольку литература, наука и другие сферы
культуры и ее инфраструктура апример, средства массовой инфор-
мации) оставались в основном функционерами в политической систе-
ме посттоталитарного общества. Время художников, ученых, фило-
софов еще не пришло. Процесс распада тоталитаризма в нашей стране
шел, расширялся и углублялся. На Западе его назвали «второй рус-
ской революцией» (первая в октябре 1917 г.). Эта революция свер-
шалась на наших глазах и при нашем участии. Это тяжело и довольно
безрадостно быть не только свидетелем, но и участником, не только
субъектом, но и объектом распада. Причем отсутствовал психологи-
ческий механизм утешения надеждой на лучшее будущее, который
срабатывал в отношении строителей коммунизма ни страшной це-
ной, но созидали!). Мы страшной ценой разрушали!
Тем не менее для человека культуры ученого, художника, пуб-
лициста, философа в тяжелые времена есть свои парадоксальные
преимущества и стимулы: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты
роковые» (Ф. Тютчев). Деятели культуры в такие минуты приближа-
ются к пониманию процессов, не наблюдаемых в обычных условиях,
не поддающихся правильному осмыслению при «нормальном» исто-
рическом процессе. Мы находимся сейчас на поворотном, рубежном
моменте истории, присутствуем при конце советской цивилизации.
Заметим, что это опять рубеж веков, на этот раз XX и XXI. Как долго
будет продолжаться этот переходный период, какие цивилизационные
и социокультурные последствия ожидают народы бывшего СССР
трудно сказать. Ограничимся лишь констатацией нашего бытия в пос-
ттоталитарном или посткоммунистическом обществе.
С крахом тоталитарно-коммунистической системы практически
во всемирно-историческом масштабе начался процесс глобальных
изменений. Наметившийся цивилизационный переход сродни перехо-
ду к эпохе европейского Просвещения, потому что разоблачаются
мифы и догмы священно-коммунистического партийного государст-
ва, которые изолировали и отталкивали нас от всего человечества.
Однако в этом процессе есть и негативные моменты. Центробежные
силы распада советской цивилизации уже вычленили, по меньшей
мере, шесть цивилизаций на территории бывшего Советского Союза:
западная цивилизация ее восточноевропейском или скандинавском
прозрение, отрезвление и заземление мечты. Однако закат тоталита-
ризма наступил не сразу, поскольку литература, наука и другие сферы
культуры и ее инфраструктура (например, средства массовой инфор-
мации) оставались в основном функционерами в политической систе-
ме посттоталитарного общества. Время художников, ученых, фило-
софов еще не пришло. Процесс распада тоталитаризма в нашей стране
шел, расширялся и углублялся. На Западе его назвали «второй рус-
ской революцией» (первая – в октябре 1917 г.). Эта революция свер-
шалась на наших глазах и при нашем участии. Это тяжело и довольно
безрадостно – быть не только свидетелем, но и участником, не только
субъектом, но и объектом распада. Причем отсутствовал психологи-
ческий механизм утешения надеждой на лучшее будущее, который
срабатывал в отношении строителей коммунизма (они страшной це-
ной, но созидали!). Мы страшной ценой разрушали!
      Тем не менее для человека культуры – ученого, художника, пуб-
лициста, философа – в тяжелые времена есть свои парадоксальные
преимущества и стимулы: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты
роковые» (Ф. Тютчев). Деятели культуры в такие минуты приближа-
ются к пониманию процессов, не наблюдаемых в обычных условиях,
не поддающихся правильному осмыслению при «нормальном» исто-
рическом процессе. Мы находимся сейчас на поворотном, рубежном
моменте истории, присутствуем при конце советской цивилизации.
Заметим, что это опять рубеж веков, на этот раз XX и XXI. Как долго
будет продолжаться этот переходный период, какие цивилизационные
и социокультурные последствия ожидают народы бывшего СССР –
трудно сказать. Ограничимся лишь констатацией нашего бытия в пос-
ттоталитарном или посткоммунистическом обществе.
      С крахом тоталитарно-коммунистической системы практически
во всемирно-историческом масштабе начался процесс глобальных
изменений. Наметившийся цивилизационный переход сродни перехо-
ду к эпохе европейского Просвещения, потому что разоблачаются
мифы и догмы священно-коммунистического партийного государст-
ва, которые изолировали и отталкивали нас от всего человечества.
Однако в этом процессе есть и негативные моменты. Центробежные
силы распада советской цивилизации уже вычленили, по меньшей
мере, шесть цивилизаций на территории бывшего Советского Союза:
западная цивилизация (в ее восточноевропейском или скандинавском
                               235