Проблемы современной русской литературы. Попова И.М - 4 стр.

UptoLike

Составители: 

ВВЕДЕНИЕ
История литературы связана с историей чувств и историей ментальности человека. Литературный
процесс имеет волнообразный характер и напоминает траекторию маятника, в амплитуде которой край-
ней точке рационализма и прагматизма соответствует последующий накал романтизма и сентимента-
лизма: так "эпоха Просвещения, с ее доминантной установкой на возможности человеческого разума,
сменяется эпохой романтизма, растворенного в мистических исканиях Александровской эпохи, та, в
свою очередь уступает место русскому вульгарному утилитаризму и нигилизму, на смену которому
приходит народничество с его ментальностью, патетикой и морализмом, и, наконец, марксизм, претен-
дующий на онтологизм, универсализм и мессианство" [Николаева, 2002 : 279].
На смену мономентальной советской культуре закономерно пришла культура калейдоскопическая и
эклектичная, постмодернистская. И тем не менее корни ее, при всей оппозиционностии идеологиче-
ской, и стилистическойуходят в советскую почву.
Мощную советскую литературу, которая оформляла советскую идеологию и воспитывала "нового
человека": железного борца и строителя коммунизма (приукрашенный натурализм или своеобразный
классицизм), декларирующую себя как метод "жизнеподобия и создающую образ такой реальности, где
идеологически сконструированное "должное" выдается и принимается за действительное, сменила по-
стмодернистская, по сути представляющая собой "диктатуру плюрализма".
Постмодернизм предполагает прежде всего антиуниверсализм, так как отвергает любую систему
как таковую, будь то вероучения, схема или обобщающая теория, претендующая на обоснование зако-
номерностей мира. Вместо единой Истины здесь выступает множественность относительных, частных
"истин", взаимоприспособившихся в рамках плюралистического пространства.
Любому стилю постмодернизм предпочитает эклектику, насаждающую игровое и ироничное отно-
шение к духовным и культурным ценностям, а также полное разрушение эстетики как метафизического
принципа, за этим стоит осознание кризисности мира, поругание реализма святости, красоты и морали.
В связи с этим особый статус приобретает постмодернистское "ничто" – виртуальная реальность,
создание которой сопровождается умерщвлением больших идей, высоких смыслов и сверхличных
ценностей.
"Новая культура родилась в лоне великих сомнений в возможности дальнейшего творчества; она
родилась из оскудения творческих сил, из иссякших источников: все уже написано и сотворенонового
создать невозможно. Новое может явиться из деструкции старого-
написанного и сотворенного. Из разложения целого. Из соединения несоединенного" [Николаева, 2002 :
374].
Понимание литературы меняется в каждую новую историческую эпоху. Литературоведение тоже
развивается волнообразно. Бывшие маргинальные явления ныне возводятся в ранг центральных, отме-
няются границы интерпретаций художественных произведений. Но и при анализе постмодернистских
текстов, построенных по принципу "ризомы", децентрализации, компасом для объективной оценки все-
гда являются историзм, детерминированность и целостный анализ поэтической структуры.
Постмодернизм обладает такими чертами, как эктравертность, игровой характер, отказ от захваты-
вающей фабулы (ориентация на новый тип читателя), вольное ироничное отношение к классике (игра ос-
колками), повышенный интерес к массовой культуре, калейдоскопичность повествования. "Постмодер-
низм преобразил литературу последнего сорокалетия, придав ей плюралически монистические парамет-
ры, эстетическую многомерность и поливариантность" [Скоропанова, 2001 : 56].
Понять закономерности развития литературы позволяет концепция стадиальности М. Эпштейна.
Ученый выделял в истории литературы несколько повторяющихся фаз. Каждый цикл литературного
развития включает 4 фазы: социальную, моральную, религиозную и эстетическую. Деление условное и
основывается на доминирующей в данный момент тенденции. Сначала, как правило, доминирует идея
гражданского служения (классицизм), затем мир чувств (сентиментализм), потом, религиозная мистика
(романтизм), а после этого начинает преобладать эстетическая установка (модернизм).
В XX веке третий циклсоцреализм сменился в 1960-е годы оттепельюморально-
сентиментальной фазой, когда особую важность приобрело нравственное совершенствование, усилился
интерес к "маленьким людям", (исповедальная проза). Происходил процесс поиска нравственных устоев
(А. Солженицын, Р. Распутин, В. Астафьев,
Ю. Казаков, Ю. Трифонов, В. Тендряков).