Проблемы современной русской литературы. Попова И.М - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

Религиозная стадия проявилась в "тихой поэзии" и "деревенской прозе" (А. Ким, Ю. Мамлеев, В.
Тендряков, Ч. Айтматов).
Последняя фазаэстетическая особенно ярко выражается в постмодернизме с его ориентацией на
игровое отношение к предшествующим культурным кодам. Концепция М. Эпштейна выделяет только
центральные тенденции в развитии литературы, ценность заключается в том, что предложенные схемы
исторического развития искусства позволяют увидеть коренные закономерности и антизакономерности.
В отличие от сторонников циклической концепции литературного развития, Д.С. Лихачев утвер-
ждал, что приход новых форм происходит не сразу, а по мере накопления иной традиционности: "В
сущности, это не "замена", а общее изменение традиционности, появление новых традиционных форм в
неожиданных положениях" [Лихачев, 1986 : 3].
Современная литература представляет собой настолько сложное смешение стилей, что ее невоз-
можно описать в традиционных рамках понимания эволюции как смены канонизированных форм но-
выми.
В связи с этим в первой лекции мы представляем методологическую базу, анализируем комплекс под-
ходов к явлениям литературного творчества, с помощью которого изучается литературное произведение
в наше время, а затем обращаемся непосредственно к наиболее значимым проблемам эстетического
воссоздания действительности в современной русской литературе.
Современная литератураэто сложный комплекс трансформаций основных положений, склады-
вающихся веками. В связи с этим совершенно очевидно, что представляется необходимым рассмотреть
процесс более глубоко с целью выявления взаимосвязей, взаимовлияния русской и зарубежной литера-
тур и ширекультур, осмыслить роль культуры России в общеевропейском культурном развитии, об-
наружить синтетизм различных жанровых разновидностейсоединение театра, музыки, литературы и
кинематографа.
Лекция I СОВРЕМЕННАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Наука о литературе в настоящее время претерпевает те же изменения, какие происходят и в самой
художественной литературе: размываются границы различных методов, происходит слияние, совмеще-
ние нескольких подходов. Однако редко в практике разных научных школ и теоретических концепций
совмещения эти гармоничны.
При всем различии и разнообразии исходных научных принципов, обусловленных как соотнесен-
ностью каждого исследовательского метода с определенным типом идеологии (и, шире, культуры), так
и законами поступательного развития человеческих знаний, типологически возможны два подхода к
изучению художественного произведения.
Первое исходит из представления о том, что сущность искусства скрыта в самом тексте и каждое
произведение ценно тем, что оно есть то, что оно есть. В этом случае внимание сосредоточивается на
внутренних законах построения произведения искусства. Второй подход подразумевает взгляд на про-
изведение как на часть выражения чего-то более значительного, чем самый текстличности поэта, пси-
хологического момента или общественной ситуации. В этом случае текст будет интересовать исследо-