ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
вателя не сам по себе, а как материал для построения перечисленных выше моделей более абстрактного
уровня.
В истории литературоведения каждая из этих тенденций знала периоды, когда именно ей приходи-
лось решать наиболее актуальные научные задачи, и времена, когда, исчерпав отпущенные ей данным
уровнем развития науки возможности, она уступала место противоположному направлению.
Теоретическая мысль последующей эпохи решительно отказалась видеть в произведении нечто са-
модавлеющее. В тексте искали выражение духа истории, эпохи или какой-либо иной внеположенной
ему сущности. И поскольку лежащая вне текста субстанция мыслилась как живая и бесконечная, а само
произведение представало как не до конца адекватная ее одежда, "плен души в материальном выраже-
нии", конечный образ бесконечного, то задача читателя и исследователя (по-прежнему предполагалось,
что это одна задача, что – исследователь – это квалифицированный читатель) – пробиться сквозь текст к
лежащим за ним субстанциям. С этой точки зрения решающее значение приобретало отношение текста
к другим текстам, их складывание в единый поток или отношение текста к внележащей реальности, как
ни понималась эта реальность: как развитие мировой души или борьба общественных сил. В борьбе ли-
тературных мнений XX века, на которую общий характер эпохи наложил печать глубокого драматизма,
неоднократно раздавались голоса об исконной порочности то одной, то другой из названных выше тен-
денций.
1 ФОРМАЛЬНЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
В 20-е годы ХХ столетия возникает формальная школа литературоведения. В отличие от сущест-
вовавшего сравнительно-исторического метода А.Н. Веселовского и психологической школы А. По-
тебни, формальная школа была направлена на изучение только поэтики художественного произведе-
ния.
Кроме В. Шкловского в нее входили В. Жирмунский, В. Виноградов, Б. Томашевский. Научные
принципы формальной школы следующие.
¾ Литература – это сумма художественных приемов.
¾ Прием – единственный герой изучения литературы.
¾ Предмет литературоведения – не литература, а литературность.
¾ Произведение не имеет непосредственной связи с судьбой и личностью творца, а тем более с
жизнью и идеологическими направлениями.
¾ Развитие литературы совершается путем автоматизации приемов отстранения (психологическо-
го обновления), путем отвлеченного новаторства.
Основное достоинство формальной школы заключалось в том, что она обеспечила поворот к
точным статистическим, лингвистическим и стиховедческим приемам, давшим продуктивные ре-
зультаты.
Формальная школа возникла как реакция на импрессионизм, символическую критику и академи-
ческий эклектизм предшествующих теоретико-литературных направлений, она оспаривала методо-
логию культурно-исторической, психологической и социологической школ.
Поворотным пунктом развития формальной школы стали работы Ю. Тынянова и Я. Проппа, ко-
торые 1) ввели в теорию понятие литературной функции; 2) развеяли представления о разнозначно-
сти одних и тех же элементов в разные литературные эпохи; 3) доказали, что элементы произведения
не суммируются, а соотносятся.
Деградация академического литературоведения вызвала ответную реакцию в работах молодых
ученых, представителей так называемой формальной школы ("Московский лингвистический кружок"
в Москве, ОПОЯЗ в Петрограде, критики и теоретики футуризма, позже – ЛЕФа). Исходным поло-
жением и основной заслугой этого направления было утверждение, что искусство не есть лишь под-
собный материал для психологических или исторических штудий, а искусствоведение имеет собст-
венный объект исследования. Декларируя самостоятельность объекта и исследовательской методики,
формальная школа на первый план выдвигала проблему текста. Полагая, что этим они становятся на
почву материализма, ее сторонники утверждали, что значение невозможно без материального суб-
страта – знака и зависит от его организации. Ими было высказано много догадок о знаковой природе
художественного текста. Ряд положений формальной школы предвосхитил идеи структурного лите-
ратуроведения и нашел подтверждение и интерпретацию в новейших идеях структурной лингвисти-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- …
- следующая ›
- последняя »