Современная русская литература. Попова И.М - 6 стр.

UptoLike

дого из разделов учебного пособия создает основу для последующей самостоятельной работы по изучению фе-
номена новейшей русской литературы.
1. ЖАНРОВО-СТИЛЕВОЕ МНОГООБРАЗИЕ НОВЕЙШЕЙ РУССКОЙ ПРОЗЫ (конец XX –
начало XXI веков)
1.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ЖЕНСКАЯ ПРОЗА.
ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ
Конец XX века войдет в историю русской литературы как особый период смены эстетических, идеологиче-
ских и нравственных ориентиров. Картина развития литературы в это время впечатляюща: изобилие и разнообра-
зие художественных тенденций, методов творчества, тотальное изменение роли писателя и типа читателя, жанро-
вая пестрота и размытость границ, стилевое и тематическое обогащение.
В атмосфере современной литературной жизни продолжают писать Сергей Залыгин, Александр Солжени-
цын, Виктор Астафьев, Владимир Войнович, Даниил Гранин, Владимир Маканин. Писатели-реалисты ищут свои
пути и способы обновления поэтики. Общепризнано, что в современном литературном процессе доминирует про-
за. Поэзия потеряла роль эмоционального возбудителя общества и тяготеет к элитарности (Л. Рубинштейн, Т.
Кибиров, Д. Пригов, С. Гандлевский).
Во главу угла в литературе рубежа веков ставится неповторимость художественного таланта (Владимир Ма-
канин, Марина Палей, Юрий Буйда, Юрий Давыдов, Алексей Слаповский, Виктор Пелевин, Татьяна Толстая),
когда оригинальные личности творят неповторимую литературу, воплощая поразительно разные концепции жиз-
ни в созданных ими художественных мирах.
Притчевость стала одной из ведущих компонентов современной литературы (Ф. Искандер, А. Слаповский,
В. Пелевин, В.
Астафьев). Переосмысление древних и периферийных жанров позволяет писателям разнообразить
жанровую систему новыми стилевыми модификациями, создавать авторские жанры (Т. Толстая,
М. Вишневецкая).
Яркой чертой современной литературы является также разделение на элитную и массовую. Два эти течения
оказывают друг на друга сильное влияние, вплоть до некоторого "сращения" в творчестве таких, например, писа-
телей, как Виктория Токарева и Виктор Ерофеев. В них моделируются многослойные в семантическом плане по-
вествования, пронизанные интертекстами и играющие на эффекте узнавания текстов классических литератур и
жанров массовой культуры.
В основе массовой литературы лежат канонические эстетические шаблоны построения текста (детектив,
триллер, боевик, мелодрама, фэнтези, костюмно-исторический роман). Массовая литература подчеркнуто соци-
альна, жизнеподобна и
жизнеутверждающа. Ей свойствен эскапизм, уход от реальности в мир, где побеждает
мечта. Массовая литература "однодневна", нарочито развлекательна и занимательно-поверхностна.
Элитная литература берет от нее авантюрную интригу и таинственность фабулы.
В литературе конца XX – начала XXI веков наблюдается также невиданный взлет публицистичности худо-
жественного творчества. Эссе становится синтетическим жанром художественной литературы, входит в традици-
онные жанры расшатываются, образуются авторские жанры. Происходит контаминация художественного и пуб-
лицистического.
Интерес к публицистическим компонентам, в целом характерный для всей современной литературы, связан с
тем, что публицизм усиливает социальную тональность прозы многих современных русских писателей, делает ее
повышенно информативной ("Кысь" Т. Толстой, "Желтая стрела" В. Пелевина, "В лабиринтах проклятых вопро-
сов" В. Ерофеева, "Голубое сало" В. Сорокина). В то же время русская новейшая проза сродни эссе, путевым на-
броскам, очеркам, дневникам, в ней одновременно фиксируются "движения души и противоречивая работа мыс-
ли". Включая публицистические формы в художественную прозу, писатели конца XX века ищут новые образные
средства для адекватного выражения современности, стремятся обновить художественную форму и язык произ-
ведений.
Эссеизм в современной русской литературе интертекстуален и зачастую наполнен особой иронией – "сдер-
жанной", остерегающей от губительного самомнения (В. Войнович, Т. Толстая, М. Вишневецкая).
Авторские жанры, как правило, отличаются особой организацией сюжета, чаще всего по замкнутой модели,
включают ретроспекцию, многоплановость, характеризуются открытой авторской позицией, сочетанием анализа
и комментария описываемых событий, а также использованием разнообразных внесюжетных элементов и
средств документальности.
В результате объединения нескольких жанровых моделей возникли такие жанры, как роман-сказка ("Белка"
А. Кима), повесть-эссе ("Смотрение тайн, или последний рыцарь розы" Л. Бежина), роман-мистерия ("Сбор гри-
бов под музыку Баха" А. Кима), роман-житие ("Дурочка" С. Василенко), роман-хроника ("Дело моего отца" К.