Современная русская литература. Попова И.М - 7 стр.

UptoLike

Икрамова), роман-притча ("Отец-Лес" А. Кима), рассказ-воспо- минание ("Роман с английским" Л. Миллер), ро-
ман-комментарий ("Подлинная история "Зеленых музыкантов" Е. Попова).
Автор в заголовке называет доминирующую основу. После добавления к ней признаков других жанров воз-
никает авторский жанр, обладающий некоторой степенью универсальности.
1.2. СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЖЕНСКАЯ ПРОЗА. ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ
Женская проза игнорирует такую особенность массовой литературы, как нивелирование авторской точки
зренияона подчеркнуто индивидуальная, авторская. Именно в этом заключается главная черта новейшей элит-
ной литературы.
Выделение "женской прозы" из общего массива современной литературы обусловлено сочетанием факторов:
авторженщина, центральная героиняженщина, проблематика так или иначе связана с женской судьбой. Суще-
ственную роль играет и взгляд на мир с точки зрения женщины, с учетом женской психологии. В 1990-е годы "жен-
ская проза" официально была признана литературным явлением. В настоящее время проза выделяется как устой-
чивый феномен отечественной литературы, проходят дискуссии, собираются конференции, публикуются специ-
альные исследования, анализирующие творчество писательниц. Явление исследуется на разных уровнях, его изу-
чают филологи, историки и социологи. Но по сути в "женской прозе" происходят те же самые процессы, что и в
остальной литературе, процессы, направленные на поиск новых отношений в искусстве и новых приемов их фик-
сации. Можно согласиться с мнением О. Славниковой, что женщины практически всегда выступали первопро-
ходцами в открытии нового содержания.
Наиболее ярко женская проза представлена В. Нарбиковой, Л. Петрушевской, Т. Толстой, М. Вишневецкой,
Н. Горлановой, А. Данилиной, М. Королевой, А. Матвеевой, М. Палей, И.
Полянской, М. Рыбаковой, Н. Садур, О.
Славниковой, Л. Улицкой, Г. Щербаковой.
Интересные взаимосвязи можно увидеть в женской прозе в постановке проблемы контраста детства и взрос-
лой жизни, темы "утерянного рая", поиски смысла жизни, связи личности и общества, проблемы "маленького че-
ловека".
Другим признаком организации "женской" прозы становится поток сознания, выступающий в качестве сю-
жетообразующей основы. Вишневецкая М. подчеркивала, что поток сознания выступает фактически лишь прие-
мом, благодаря которому можно вольно, путем ассоциаций переноситься во времени и пространстве. Обычно
поток сознания в "женской" прозе подчиняется выявлению той ситуации, которая передает состояние героини. Час-
то поток сознания соединяется с приемом воспоминания. "Поминовение" (1987) М. Палей начинает с рассказа о
своем детстве. Перед читателем сразу же возникает архетипический образ Дома из снов. Другой используемый
автором постоянный образдорогасимволизирует прожитую героиней жизнь.
Описания снов раздвигают время действия, а также служат одним из средств дополнительной характеристи-
ки героев. Наряду с воспоминаниями в них осмысливается прошлое или предвосхищается будущее. В романе О.
Славниковой "Стрекоза, увеличенная до размеров собаки" (2000) текст выстраивается как поток перетекающих
друг в друга состояний.
Фактографичность, "жесткий реализм" нередко соединяются в женской прозе тонким лиризмом. Поэтому
появляются разнообразные формы "женской прозы", среди которых наиболее часто используемы социально-
психологический, сентиментальный роман, роман-жизнеописание, рассказ, эссе, повесть.
Поскольку новейшая литература сложна и многообразна, поскольку она несет новый духовный опыт, новое
самосознание и мировидение, построенные на основе трагического социального опыта XX века, женская проза
напряженно ищет такие ценностные ориентиры и творческие методы, которые открыли бы возможность эстети-
чески запечатлеть состояние мира рубежа веков.
Библейское постоянство мира в произведениях писателей противостоит суетности, жестокости, неверию,
дисгармонии человеческой жизни, а перекличка мировых культур, открытость шуму времени ведет к пониманию
истинного смысла бытия.
"Страдания и бедствия для того и даются, чтобы вопрос "за что?" превратился в вопрос "для чего?" И тогда
заканчиваются бесплодные попытки найти виновного, оправдать себя, получить доказательства собственной не-
виновности..., потому что у Бога нет таких наказаний, которые бы обрушивались на невинных младенцев", – эта
мысль характерна для произведений Людмилы Петрушевской, Татьяны Толстой, Людмилы Улицкой и Марины
Вишневецкой.
Плюрализм мысли и формы, контаминация жанров, разномыслие и разноречие в пределах одной духовно-
культурной палитрывот что такое русская женская проза сегодня, поэтому она стала ярким феноменом совре-
менного искусства.
Читаем. Анализируем. Рассуждаем
1. Почему конец XX – начало XXI веков войдет в историю русской литературы как особый период?