Современная русская литература. Попова И.М - 8 стр.

UptoLike

2. Охарактеризуйте основные черты прозы конца XX века.
3. Чем можно объяснить интерес к публицистическим жанрам?
4. Что такое "эссеизм" новейшей русской литературы?
5. Какие формы используют авторы для поиска современного героя?
6. Какие новые жанры возникли в результате объединения нескольких жанровых моделей?
7. Раскройте содержание термина "женская проза".
8. Почему тема детстваодна из ведущих тем в женской прозе?
9. Какие приемы используют женщины-писательницы в своем творчестве? Для чего они служат?
10. В чем проявляется разнообразие форм "женской прозы"?
11. В чем состоит предназначение новейшей литературы? Можно ли говорить о великой миссии русской
женской прозы?
2. ПЕРСОНАЛИИ
2.1. ПОЭТИКА ПРОЗЫ ЛЮДМИЛЫ ПЕТРУШЕВСКОЙ
Разнообразие жанров, к которым обращается Людмила Петрушевская (1938), сочетается с единством основ-
ной творческой задачи: Петрушевская прослеживает, как происходит деформация личности под влиянием среды,
пытается дать "срез внутреннего мира" современного человека, показав его на пороге жизни и смерти; она видит
его в самом разном обличьеот привычного до невероятного, вплоть до "превращения в насекомое".
Один из ключевых рассказов Л. Петрушевской – "Смотровая площадка". В названии отражено место дейст-
вия и принципы авторского наблюдения за героями: возможность неоднократно возвращаться к одной и той же
ситуации, рассматривать персонажей, переставлять, менять их местами, как на смотровой площадке, которая вы-
ступает в роли наблюдательного пункта и своеобразного подиума.
Речь в "Смотровой площадке" идет о взаимоотношениях молодых людей. Герой один, а девушки сменяют
друг друга. Пикантность ситуации в том, что все онисотрудники одной организации, поэтому все сближения и
расставания происходят как бы на глазах у всех. Читателю почти ничего не сообщается о самих встречах, о сте-
пени близости героев. В рассказе не происходит никаких значительных событий, но один из эпизодов оказывает-
ся в фокусе наблюдения, затем к нему подключаются подобные. И все они раскрывают отношение персонажей к
жизни, их ожидания, их намерения, связи с близкими. Автор обыгрывает позицию "стороннего наблюдателя",
отказывается от писательского "всеведения".
Первый сюжетный эпизод дается в пересказе. Он оказывается важен не сам по себе, а тем, что о нем говорят
герои, и еще важнеечего они "не говорят". И в дальнейшем автор будет прибегать к такой форме опосредован-
ных характеристик центральных персонажей: "Раз такто так, думали за Андрея окружающие, а что он сам ду-
мал, нам неизвестно". При подчеркнутом отказе от прямых характеристик героя, нарочито отвлеченных рассуж-
дениях повествователя просматриваются достаточно жесткие оценки: "Чего они от него все хотели, чем он дол-
жен был служить им и миру, если мир так нуждался в нем... Только единственно он не мог, как мы догадываемся,
поставить жаждущему миру эмоций".
Автор отказывается от возможности заинтриговать читателя, заставить его ожидать развязки: "Известно, чем
это дело кончилось". Сознательное "топтание на месте", "пережевывание" не факта, но его истолкования, подчер-
кивает отсутствие определенности в герое, несоответствие внешних впечатлений о нем и его внутренней сути.
Лишь в настойчивых повторах подчеркивается истинный смысл поступков Андрея и их оценка, прорывающаяся
сквозь видимую наивность, обиду персонажа: "Вот так, так постыдно все оказалось, так нелепо, и Андрюша даже
иногда закидывал голову и тряс ею, как бы не понимая, в каком мире он живет". Завершая рассказ, автор замыка-
ет круг в характеристике (она строго выдержана в стиле не разоблачения, а обнаружения), дает возможность ка-
ждому поставить себя на место кого-то из героев и общую нашу судьбу спроецировать на те частные эпизоды, о
которых говорилось в рассказе.
Рассказ "Смотровая площадка" позволяет выявить характерные особенности стиля, организации сюжета, ма-
неры представления героев в творчестве Петрушевской. Обращает на себя внимание многозначность заглавия
рассказа.
Сочетание вполне конкретного смысла с более обобщенным, может быть, и не совпадающим с тем, который
предполагался при первом прочтении, характерно для повествования Петрушевской. Возьмем для примера те на-
звания рассказов, которые использованы автором и для циклов: "Тайна дома", "Бессмертная любовь". В рассказе
"Тайна дома" раскрытие "тайны" происходит достаточно быстрообнаруживается семейство шершней, изда-
вавших неприятные и непонятные звуки. Очевидно, что кроме прямого смысла названия, есть и другой, не столь
конкретный. Само слово "тайна" теряет привычный смысл, подразумевающий загадочность, необходимость рас-
крытия. В данном и других рассказах цикла суть не столько в тайне, сколько в неопределенности, неясности от-
ношений, несоответствии прочного старого дома и рушащихся человеческих связей.