Производственная практика будущих учителей информатики. Позняк Т.А - 32 стр.

UptoLike

Производственная практика будущих учителей информатики:
Методические рекомендации для студентов
физико-математического факультета
63
вом определенности, то есть
команда восприниматься одно-
значно. Например, робот не
поймет команды положить 2-3
ложки песка. Запишем:
- Какое свойство еще
присуще алгоритму, к чему он
всегда должен приводить?
- Хорошо, это свойство
называется результативностью.
Давайте запишем:
- И последнее свойство
это массовость, то есть по
одному алгоритму можно
ре-
шать однотипные задачи. Да-
вайте зафиксируем это свойст-
во в тетради.
- Итак, мы рассмотрели
свойства алгоритмов, давайте
еще раз их перечислим.
-Хорошо. Все эти свой-
ства с другой стороны можно
рассматривать, как требования
к построению алгоритма, то
есть когда вы будете строить
алгоритм решения задачи вы
должны следовать этим требо-
ваниям.
3. Определенность. Алгоритм
не должен содержать ко-
манды, смысл которой мо-
жет восприни-маться не-
однозначно.
- К результату.
4. Результативность. Про-
цесс решения задачи дол-
жен прекратиться за ко-
нечное число шагов и при
этом должен быть получен
ответ задачи.
5. Массовость. По одному ал-
горитму можно решать
однотипные задачи.
-Дискретность, понят-
ность, определенность, результа-
тивность, массовость.
Позняк Татьяна Александровна, Тарова Инна Николаевна,
Губина Татьяна Николаевна, Карпачева Ирина Анатольевна,
Будякова Татьяна Петровна
64
3. Закрепление нового материала
Поиск выигрышной тактики, а, следовательно, и ал-
горитма несложной игрыинтересная и полезная задача. Я
предлагаю вам рассмотреть одну из таких игр, которая назы-
вается игрой Баше.
Играют двое. Перед ними 21 предмет, допустим,
камни (также может быть 11, 16, 26 и т.д.). Игроки берут кам-
ни по очереди. За один ход можно взять 1-2-3-4 камня. Про-
игрывает тот, кто забирает последний камень.
Имеется выигрышная тактика для игрока, берущего
камни вторым. Она заключается в том, чтобы брать такое ко-
личество камней, которое дополняет число камней, взятых
соперником на предыдущем ходе, до пяти. Этот алгоритм
можно описать в виде последовательности команд:
алг Игра Баше
нач
1. Предоставить ход сопернику
2. Взять столько камней, чтобы в сумме с предыду-
щим ходом соперника получилось 5 камней
3. Если остался один камень, то объявить о своем
выигрыше, иначе вернуться к выполнению коман-
ды 1
кон
Игрок, строго следующий этому алгоритму, будет
всегда выигрывать, даже если он не понимает, почему так
происходит.
Однако для успешного выполнения любой работы
мало иметь ее алгоритм. Всегда требуются еще какие-то ис-
ходные данные, с которыми будет работать исполнитель (про-
дукты для приготовления блюда, детали для сбора техниче-
ского устройства и т.п.). Исполнителю, решающему математи-
ческую задачу, требуется исходная числовая информация. За-
дача всегда формулируется так: дана исходная информация,
  Производственная практика будущих учителей информатики:              Позняк Татьяна Александровна, Тарова Инна Николаевна,
          Методические рекомендации для студентов                     Губина Татьяна Николаевна, Карпачева Ирина Анатольевна,
            физико-математического факультета                                      Будякова Татьяна Петровна

                                                                              3. Закрепление нового материала
вом определенности, то есть
команда восприниматься одно-                                                  Поиск выигрышной тактики, а, следовательно, и ал-
значно. Например, робот не          3. Определенность. Алгоритм      горитма несложной игры — интересная и полезная задача. Я
поймет команды положить 2-3            не должен содержать ко-       предлагаю вам рассмотреть одну из таких игр, которая назы-
ложки песка. Запишем:                  манды, смысл которой мо-      вается игрой Баше.
                                       жет восприни-маться не-                Играют двое. Перед ними 21 предмет, допустим,
                                       однозначно.                   камни (также может быть 11, 16, 26 и т.д.). Игроки берут кам-
                                                                     ни по очереди. За один ход можно взять 1-2-3-4 камня. Про-
        - Какое свойство еще              - К результату.            игрывает тот, кто забирает последний камень.
присуще алгоритму, к чему он                                                  Имеется выигрышная тактика для игрока, берущего
всегда должен приводить?
                                                                     камни вторым. Она заключается в том, чтобы брать такое ко-
        - Хорошо, это свойство      4. Результативность. Про-
называется результативностью.         цесс решения задачи дол-       личество камней, которое дополняет число камней, взятых
Давайте запишем:                      жен прекратиться за ко-        соперником на предыдущем ходе, до пяти. Этот алгоритм
                                      нечное число шагов и при       можно описать в виде последовательности команд:
                                      этом должен быть получен                алг Игра Баше
                                      ответ задачи.                           нач
         - И последнее свойство                                               1. Предоставить ход сопернику
— это массовость, то есть по                                                  2. Взять столько камней, чтобы в сумме с предыду-
одному алгоритму можно ре-                                                      щим ходом соперника получилось 5 камней
шать однотипные задачи. Да-                                                   3. Если остался один камень, то объявить о своем
вайте зафиксируем это свойст-       5. Массовость. По одному ал-
                                                                                выигрыше, иначе вернуться к выполнению коман-
во в тетради.                         горитму можно решать
                                      однотипные задачи.                        ды 1
                                                                              кон
        - Итак, мы рассмотрели            -Дискретность,    понят-
свойства алгоритмов, давайте      ность, определенность, результа-            Игрок, строго следующий этому алгоритму, будет
еще раз их перечислим.            тивность, массовость.              всегда выигрывать, даже если он не понимает, почему так
        -Хорошо. Все эти свой-                                       происходит.
ства с другой стороны можно                                                   Однако для успешного выполнения любой работы
рассматривать, как требования                                        мало иметь ее алгоритм. Всегда требуются еще какие-то ис-
к построению алгоритма, то                                           ходные данные, с которыми будет работать исполнитель (про-
есть когда вы будете строить
                                                                     дукты для приготовления блюда, детали для сбора техниче-
алгоритм решения задачи вы
должны следовать этим требо-                                         ского устройства и т.п.). Исполнителю, решающему математи-
ваниям.                                                              ческую задачу, требуется исходная числовая информация. За-
                                                                     дача всегда формулируется так: дана исходная информация,


                                   63                                                                64