Русский язык. Культура речи. Прияткина А.Ф. - 113 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

114
Примеры:
Оно (красноречие) то врывается в мысли, то вкрадывается в них, сеет новое убеждение,
исторгает укоренившееся (Цицерон).
Дружба довольствуется возможным, не требуя должного (Аристотель).
В том же ряду, что и метафора, стоит АЛЛЕГОРИЯ. Аллегория определяется как
иносказание: отвлеченное (понятие, свойство, явление) представляется в виде чего-то предметного.
Яркий пример этогобасня. В речи сложились определенные аллегорические образы : лиса
знаменует собой хитрость, оселупрямство и т. д.
Пример:
Змеи змей не кусают (Плиний младший).
Иной вид иносказанияПЕРИФРАЗ (перифраза).
Это замена прямого названия чего-либо описательным выражением, создающим образ и
таким путем раскрывающим свойства предмета, например, вместо собственного именисей
достойный муж. Возникают и устойчивые перифразы, которые входят в язык. Например, в наше
время уголь - «черное золото», елкалесная красавица. Когда говорят «утро жизни», все понимают,
что это детство, юность; смертный = человекибо всякий человек смертен; подлунный мир = земля.
Примеры:
Никто из смертных не бывает благоразумен всегда (Плиний старший).
Зачем, о смертные, мы всем другим наукам стараемся учиться так усердно, а речь, единую
царицу мира, мы забываем? (Эврипид).
Встала из мрака с перстами пурпурными Эос (Гомер).
ПАРАДОКС
Парадокспо-гречески буквальнонеожиданный, странный.
Это излюбленный прием древних ораторов и мыслителей.
Парадокс - это нечто большее, чем оборот речи: это игра ума. В парадоксе проявляется
глубина понимания вещей, оригинальный и неожиданный ход мысли.
В парадоксе несовместимое, на первый взгляд, взаимоисключающеесовмещается.
Примеры:
Я знаю только то, что ничего не знаю (Сократ).
Мы постигаем непостижимость (Кант).
Язык дан человеку для того, чтобы он скрывал свои мысли (Макиавелли).
Жизньэто то, что люди больше всего хотят сохранить и меньше всего берегут (Ламарти).
Нет ничего более жалкого и более великолепного, чем человек (Плиний Старший).
Цезарю многое непозволительно именно потому, что ему дозволено все (Сенека).
Когда двое делают одно и то жеэто уже не одно и то же (Теренций).
АНТИТЕЗА.
Антитеза - буквально по гречески противоположение.
На противоположении (антонимии ) построены многие высказывания, в том числе и многие
парадоксы.
В речах часто использовались два вида противоположения: 1) В противоположении вся суть
высказывания. например: «Горе легкое болтливо, тяжелоебезмолвно» (Сенека). Фраза построена на
двух антонимических парах: легкоетяжелое, болтливобезмолвно. Это чистая антитеза. 2)
       Примеры:
       Оно (красноречие) то врывается в мысли, то вкрадывается в них, сеет новое убеждение,
исторгает укоренившееся (Цицерон).
       Дружба довольствуется возможным, не требуя должного (Аристотель).

       В том же ряду, что и метафора, стоит АЛЛЕГОРИЯ. Аллегория определяется как
иносказание: отвлеченное (понятие, свойство, явление) представляется в виде чего-то предметного.
Яркий пример этого – басня. В речи сложились определенные аллегорические образы : лиса
знаменует собой хитрость, осел – упрямство и т. д.

       Пример:

       Змеи змей не кусают (Плиний младший).

        Иной вид иносказания – ПЕРИФРАЗ (перифраза).
        Это замена прямого названия чего-либо описательным выражением, создающим образ и
таким путем раскрывающим свойства предмета, например, вместо собственного имени – сей
достойный муж. Возникают и устойчивые перифразы, которые входят в язык. Например, в наше
время уголь - «черное золото», елка – лесная красавица. Когда говорят «утро жизни», все понимают,
что это детство, юность; смертный = человек – ибо всякий человек смертен; подлунный мир = земля.

       Примеры:

       Никто из смертных не бывает благоразумен всегда (Плиний старший).
       Зачем, о смертные, мы всем другим наукам стараемся учиться так усердно, а речь, единую
царицу мира, мы забываем? (Эврипид).
       Встала из мрака с перстами пурпурными Эос (Гомер).
       ПАРАДОКС
       Парадокс –по-гречески буквально – неожиданный, странный.
       Это излюбленный прием древних ораторов и мыслителей.
       Парадокс - это нечто большее, чем оборот речи: это игра ума. В парадоксе проявляется
глубина понимания вещей, оригинальный и неожиданный ход мысли.
       В парадоксе несовместимое, на первый взгляд, взаимоисключающее — совмещается.

       Примеры:

       Я знаю только то, что ничего не знаю (Сократ).
       Мы постигаем непостижимость (Кант).
       Язык дан человеку для того, чтобы он скрывал свои мысли (Макиавелли).
       Жизнь – это то, что люди больше всего хотят сохранить и меньше всего берегут (Ламарти).
       Нет ничего более жалкого и более великолепного, чем человек (Плиний Старший).
       Цезарю многое непозволительно именно потому, что ему дозволено все (Сенека).
       Когда двое делают одно и то же – это уже не одно и то же (Теренций).

       АНТИТЕЗА.
       Антитеза - буквально по гречески противоположение.
       На противоположении (антонимии ) построены многие высказывания, в том числе и многие
парадоксы.
       В речах часто использовались два вида противоположения: 1) В противоположении вся суть
высказывания. например: «Горе легкое болтливо, тяжелое – безмолвно» (Сенека). Фраза построена на
двух антонимических парах: легкое – тяжелое, болтливо – безмолвно. Это чистая антитеза. 2)




                                               114