Русский язык. Культура речи. Прияткина А.Ф. - 112 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

113
Удачное сравнение является достижением ритора, его находкой, - ведь оно должно быть
свежим, новым, необычным. Повторяющиеся, привычные сравнения не дадут необходимого эффекта.
Но главноесравнение должно быть верным, то есть раскрывающим суть явления, позволяющим
увидеть его с неожиданной стороны.
МЕТАФОРА
Метафора по-гречески буквально – «перенос». Это образное сближение на базе переносного
значения слов. В основе метафоры лежит сравнение. но оно скрыто, неявно. Можно сказать, что
всякая метафора порождена сравнением. Например, находят сходство между красивыми, белыми
зубами и жемчугом и на этом основании говорят «жемчуг улыбки».
Метафора - самый яркий прием красноречия. Создать метафору непросто, гораздо сложнее,
чем сравнение. Метафоры создаются искусными мастерами слова и становятся общим достоянием.
Так, широко известны метафоры: «золото души», «лес рук», «цветы жизни»(о детях) и т. д.
Метафора может может создаваться одним словом или словосочетанием, но частоэто целое
предложение, в котором образ представлен развернуто.
Примеры.
Простая метафора:
Оратор может находить богатую и приятную пищу в чтении истории (Квинтилиан) : чтение -
пища.
Каждый кузнец своего счастья (Цезарь)
Сложная метафора:
Добротаэто единственное одеяние, которое никогда не ветшает (Торо).
Душе израненной доброе словолекарство (Менандр).
Время залечивает все раны (Менандр).
Деяния людейлучшие переводчики их мыслей (Локк).
Мы все своего рода хамелеоны, принимающие окраску от вещей, окружающих нас (Локк).
Трусостьмать жестокости (Монтень).
Кто входит в дом счастья через дверь удовольствий, тот обыкновенно выходит через дверь
страданий (Паскаль).
Красноречиеэто живопись мысли (Паскаль).
Шутки, как и соль, нужно употреблять с умеренностью (Пифагор).
Если можешь быть орлом, не стремись стать первым среди галок (Пифагор).
Змеи змей не кусают (Плиний Младший).
Законодательная властьсердце государства. Власть исполнительнаяего мозг (Руссо).
Из примеров видно, что метафораэто образ, который создается на основе сравнения.
Оратор создает разные образы: в одном случае сравнение касается лишь двух предметов, в других -
целых ситуаций, и тогда получается развернутое сравнение, выходящее за рамки отдельной фразы.
Пример:
Характер подобен дереву, а репутация девушкитени. Мы заботимся о тени, а на самом деле
нужно думать о дереве (Линкольн).
Очень близко к метафоре стоит ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. Это речевой прием, состоящий в
перенесении свойств человека на неодушевленные предметы, на животных или на явления.
Например: говорливый ручеек, улыбаются цветы. Бедность крепко держит меня в своих сильных
руках. Олицетворение всегда подразумевает «как бы». Подобно метафоре, олицетворение
предполагает сравнение: перенесение признаков предполагает их сходство. «Ручеек говорит» – это
значит, что звучание, которое от него исходит похоже на речь человека. ( В теории риторики
олицетворение иногда считают разновидностью метафоры). Устойчивый перенос постепенно
становится одним из значений слова. Ср. «умирать» в буквальном значении и «исчезать». Например:
Книги на злобу дня умирают вместе со злободневностью (Вольтер).
       Удачное сравнение является достижением ритора, его находкой, - ведь оно должно быть
свежим, новым, необычным. Повторяющиеся, привычные сравнения не дадут необходимого эффекта.
Но главное – сравнение должно быть верным, то есть раскрывающим суть явления, позволяющим
увидеть его с неожиданной стороны.

       МЕТАФОРА
       Метафора по-гречески буквально – «перенос». Это образное сближение на базе переносного
значения слов. В основе метафоры лежит сравнение. но оно скрыто, неявно. Можно сказать, что
всякая метафора порождена сравнением. Например, находят сходство между красивыми, белыми
зубами и жемчугом и на этом основании говорят «жемчуг улыбки».
       Метафора - самый яркий прием красноречия. Создать метафору непросто, гораздо сложнее,
чем сравнение. Метафоры создаются искусными мастерами слова и становятся общим достоянием.
Так, широко известны метафоры: «золото души», «лес рук», «цветы жизни»(о детях) и т. д.
       Метафора может может создаваться одним словом или словосочетанием, но часто – это целое
предложение, в котором образ представлен развернуто.

        Примеры.

        Простая метафора:
        Оратор может находить богатую и приятную пищу в чтении истории (Квинтилиан) : чтение -
пища.
        Каждый кузнец своего счастья (Цезарь)

       Сложная метафора:
       Доброта –это единственное одеяние, которое никогда не ветшает (Торо).
       Душе израненной доброе слово – лекарство (Менандр).
       Время залечивает все раны (Менандр).
       Деяния людей – лучшие переводчики их мыслей (Локк).
       Мы все своего рода хамелеоны, принимающие окраску от вещей, окружающих нас (Локк).
       Трусость – мать жестокости (Монтень).
       Кто входит в дом счастья через дверь удовольствий, тот обыкновенно выходит через дверь
страданий (Паскаль).
       Красноречие – это живопись мысли (Паскаль).
       Шутки, как и соль, нужно употреблять с умеренностью (Пифагор).
       Если можешь быть орлом, не стремись стать первым среди галок (Пифагор).
       Змеи змей не кусают (Плиний Младший).
       Законодательная власть – сердце государства. Власть исполнительная – его мозг (Руссо).

       Из примеров видно, что метафора – это образ, который создается на основе сравнения.
Оратор создает разные образы: в одном случае сравнение касается лишь двух предметов, в других -
целых ситуаций, и тогда получается развернутое сравнение, выходящее за рамки отдельной фразы.

        Пример:

       Характер подобен дереву, а репутация девушки – тени. Мы заботимся о тени, а на самом деле
нужно думать о дереве (Линкольн).
       Очень близко к метафоре стоит ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. Это речевой прием, состоящий в
перенесении свойств человека на неодушевленные предметы, на животных или на явления.
Например: говорливый ручеек, улыбаются цветы. Бедность крепко держит меня в своих сильных
руках. Олицетворение всегда подразумевает «как бы». Подобно метафоре, олицетворение
предполагает сравнение: перенесение признаков предполагает их сходство. «Ручеек говорит» – это
значит, что звучание, которое от него исходит похоже на речь человека. ( В теории риторики
олицетворение иногда считают разновидностью метафоры). Устойчивый перенос постепенно
становится одним из значений слова. Ср. «умирать» в буквальном значении и «исчезать». Например:
Книги на злобу дня умирают вместе со злободневностью (Вольтер).


                                                113