Русский язык. Культура речи. Прияткина А.Ф. - 121 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

122
Мимика, жесты, поза.
Первое, обязательное требованиеобращенность оратора к слушателям. (Между прочим, это
общее правило этикета: говоря нужно стоять лицом к слушателюо его несоблюдении см. гл.
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ ).
Обычно оратор останавливает взгляд на отдельных лицах, по которым можно судить о
реакции аудитории. В то же время нежелательно сосредоточиваться на одном лице: глаза оратора
скользят по аудитории, стараясь вовлечь в речевом процесс всех слушателейточно так же, как он
должен стремиться охватить всю аудиторию голосом.
Плохо, когда докладчик или лектор из смущения смотрит в окно или не отрывается от
конспекта.
На лице у оратора должна быть доброжелательность, и вместе с тем выражение не должно
быть слащавым, заискивающим. В принципе все-таки искренность дороже, и все зависит от самого
типа речи и характера контакта с аудиторией.
Нельзя здоупотреблять мимическими движениями, гримасничать можно только очень
осторожно, в исключительных случаях. В общем случае лицо оратора спокойно. Он не должен
проявлять нервозности, которая может обнаруживаться или в гримасе или в навязчивых
телодвижениях, излишней жестикуляции. Некоторым ораторам свойственна неподвижность, другим
хождение перед аудиторией. И то и другое допустимо, но в разумных пределах.
Движение руками (жестикуляция) свойственна всем людям, и этого не нужно бояться и
сковывать себя. Жест вещь естественная. Жест может быть выразительным, а может быть пустым
чистой привычкой. Жествещь непроизвольная, поэтому нужно знать, к чему вы больше склонны и
проследить за собой, потренировавшись перед зеркалом.
Важно не быть смешным и не отвлекать слушателя от содержания речи.
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
Следует учесть, что и голос, и мимика, и жестэто качества отдельной личности, а данный
факт имеет значение в том отношении, что для определенной аудитории и для определенного оратора
общение может быть единичным фактом или более или менее длительной практикой. Сравним речь
профессора, читающего курс лекций, и речь кандидата в депутаты на предвыборном собрании.
Профессору легче: к особенностям его поведения, поз, жестов, к модуляциям его голоса слушатель
постепенно привыкает, и если содержание лекций хорошее, то, что в первый момент не понравилось,
покоробило, в дальнейшем сглаживается, становится привычным и не замечается. Во втором случае
оратор может просто провалитьсяраз и навсегда.
И звучание речи, и внешний облик выступающегоэто первые, бросающиеся в глаза
особенности, определяющие ОБРАЗ РИТОРА , но само это понятие шире и глубже.
ОБРАЗ РИТОРА
Самое главное для оратора - это контакт с аудиторией. Как правило, он возникает (или не
возникает) сразу, но аудиторию можно и завоевывать постепенно. На контакт в первый момент
работают внешние черты оратора, описанные выше. Но только на них долго продержаться нельзя:
образ ритора будет создаваться внутренними качествами речи. Безнадежное дело призывать
аудиторию к тишине или стараться «слушателей» перекричать: привлечь внимание повысив голос
можно только один раз.
Появляться перед аудиторией нужно с продуманным началом речис первой фразой.
Конечно, ее характер зависит от множества условий и прежде всегоот типа речи. Есть разные
«начала» – о них следует прочесть в поcобиях по риторике.
НАЧАЛО РЕЧИ
Хорошо, если есть возможность начать с шутливого замечания, но шутка должна быть
уместной и прозвучать естественно, а не как заранее придуманная. Удачным может быть начало-
связка - когда есть возможность перекинуть мостик к своему выступлению от предыдущего.
       Мимика, жесты, поза.
       Первое, обязательное требование – обращенность оратора к слушателям. (Между прочим, это
общее правило этикета: говоря нужно стоять лицом к слушателю – о его несоблюдении см. гл.
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ ).
       Обычно оратор останавливает взгляд на отдельных лицах, по которым можно судить о
реакции аудитории. В то же время нежелательно сосредоточиваться на одном лице: глаза оратора
скользят по аудитории, стараясь вовлечь в речевом процесс всех слушателей – точно так же, как он
должен стремиться охватить всю аудиторию голосом.
       Плохо, когда докладчик или лектор из смущения смотрит в окно или не отрывается от
конспекта.
       На лице у оратора должна быть доброжелательность, и вместе с тем выражение не должно
быть слащавым, заискивающим. В принципе все-таки искренность дороже, и все зависит от самого
типа речи и характера контакта с аудиторией.
       Нельзя здоупотреблять мимическими движениями, гримасничать можно только очень
осторожно, в исключительных случаях. В общем случае лицо оратора спокойно. Он не должен
проявлять нервозности, которая может обнаруживаться или в гримасе или в навязчивых
телодвижениях, излишней жестикуляции. Некоторым ораторам свойственна неподвижность, другим
– хождение перед аудиторией. И то и другое допустимо, но в разумных пределах.
       Движение руками (жестикуляция) свойственна всем людям, и этого не нужно бояться и
сковывать себя. Жест вещь естественная. Жест может быть выразительным, а может быть пустым –
чистой привычкой. Жест – вещь непроизвольная, поэтому нужно знать, к чему вы больше склонны и
проследить за собой, потренировавшись перед зеркалом.
       Важно не быть смешным и не отвлекать слушателя от содержания речи.

      НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

       Следует учесть, что и голос, и мимика, и жест – это качества отдельной личности, а данный
факт имеет значение в том отношении, что для определенной аудитории и для определенного оратора
общение может быть единичным фактом или более или менее длительной практикой. Сравним речь
профессора, читающего курс лекций, и речь кандидата в депутаты на предвыборном собрании.
Профессору легче: к особенностям его поведения, поз, жестов, к модуляциям его голоса слушатель
постепенно привыкает, и если содержание лекций хорошее, то, что в первый момент не понравилось,
покоробило, в дальнейшем сглаживается, становится привычным и не замечается. Во втором случае
оратор может просто провалиться – раз и навсегда.
       И звучание речи, и внешний облик выступающего – это первые, бросающиеся в глаза
особенности, определяющие ОБРАЗ РИТОРА , но само это понятие шире и глубже.

     ОБРАЗ РИТОРА

       Самое главное для оратора - это контакт с аудиторией. Как правило, он возникает (или не
возникает) сразу, но аудиторию можно и завоевывать постепенно. На контакт в первый момент
работают внешние черты оратора, описанные выше. Но только на них долго продержаться нельзя:
образ ритора будет создаваться внутренними качествами речи. Безнадежное дело призывать
аудиторию к тишине или стараться «слушателей» перекричать: привлечь внимание повысив голос
можно только один раз.
       Появляться перед аудиторией нужно с продуманным началом речи – с первой фразой.
Конечно, ее характер зависит от множества условий и прежде всего – от типа речи. Есть разные
«начала» – о них следует прочесть в поcобиях по риторике.

      НАЧАЛО РЕЧИ

        Хорошо, если есть возможность начать с шутливого замечания, но шутка должна быть
уместной и прозвучать естественно, а не как заранее придуманная. Удачным может быть начало-
связка - когда есть возможность перекинуть мостик к своему выступлению от предыдущего.



                                              122