ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
157
К числу частых отступлений от задач спора относится подмена пункта разногласия в сложной
спорной мысли, так называемое опровержение не по существу. Особенно характерно оно для споров
в печати и происходит в расчете на то, что читатель мог не видеть или не запомнить исходный тезис.
Софист не опровергает сущности сложной спорной мысли, а берет только неважные частности и
опровергает их, делая вид, что опровергает тезис.
Контрольные вопросы
1. Что называется уловкой в споре?
2. Опишите сущность допустимых уловок в споре, приведите примеры подобного рода
уловок.
3. Какие уловки считаются недопустимыми при проведении дискуссии или спора?
4. Определите сущность софизмов как разновидности уловок.
Резюме
В научной литературе о правилах идеальной аргументации сформулированы кодекс
аргументатора и кодекс оппонента, имеющие целью помочь тем участникам спора, которые
стремятся в аргументации не только к успеху, но и к тому, чтобы их утверждения соответствовали
действительности и были эффективными. Приведем эти кодексы.
Кодекс аргументатора
I. 1. Аргументатор стремится к достижению или распространению истины, углублению
понимания предмета.
2. Аргументатор рассматривает себя и оппонента как людей, имеющих равные права
свободного познания.
На основании этого:
П. 1. Аргументатор имеет целью достичь принятия оппонентом тезиса в той модальности, в
какой его принимает сам аргументатор.
2. Аргументатор не может вводить в заблуждение оппонента, используя заведомо неверные
посылки или заведомо неверные способы рассуждения. Все, что утверждается аргументатором,
утверждается в той модальности, в которой принимается им самим.
3. Аргументатор учитывает поле аргументации. Это означает, что:
а) аргументатор формирует аргументационную конструкцию таким образом, чтобы она была
понятна оппоненту;
б) аргументатор формирует аргументационную конструкцию таким образом, чтобы взгляды и
склонности оппонента, информация, которой он располагает, и его интеллектуальные возможности
позволили ему ее принять.
4. Аргументатор избегает использования argumentum ad homi-nem, и особенно тех его
случаев, где ставится под сомнение способность оппонента к объективному и адекватному суждению
по рассматриваемому вопросу.
Приверженность аргументатора этико-гносеологической установке, сформулированной в
части I, поддерживает его эмоциональное равновесие в случае неудачи аргументации и способствует
сохранению самокритичности и стремлению к совершенствованию в случае успеха аргументации.
Кодекс оппонента
1. 1. Оппонент осознает себя свободным во внутренней оценке аргументации.
2. Оппонент стремится к достижению истины, углублению понимания предмета,
распространению истины.
3. При внутренней оценке аргументации и внешнем ее выражении оппонент придерживается
общих этических норм.
Исходя из этого:
К числу частых отступлений от задач спора относится подмена пункта разногласия в сложной спорной мысли, так называемое опровержение не по существу. Особенно характерно оно для споров в печати и происходит в расчете на то, что читатель мог не видеть или не запомнить исходный тезис. Софист не опровергает сущности сложной спорной мысли, а берет только неважные частности и опровергает их, делая вид, что опровергает тезис. Контрольные вопросы 1. Что называется уловкой в споре? 2. Опишите сущность допустимых уловок в споре, приведите примеры подобного рода уловок. 3. Какие уловки считаются недопустимыми при проведении дискуссии или спора? 4. Определите сущность софизмов как разновидности уловок. Резюме В научной литературе о правилах идеальной аргументации сформулированы кодекс аргументатора и кодекс оппонента, имеющие целью помочь тем участникам спора, которые стремятся в аргументации не только к успеху, но и к тому, чтобы их утверждения соответствовали действительности и были эффективными. Приведем эти кодексы. Кодекс аргументатора I. 1. Аргументатор стремится к достижению или распространению истины, углублению понимания предмета. 2. Аргументатор рассматривает себя и оппонента как людей, имеющих равные права свободного познания. На основании этого: П. 1. Аргументатор имеет целью достичь принятия оппонентом тезиса в той модальности, в какой его принимает сам аргументатор. 2. Аргументатор не может вводить в заблуждение оппонента, используя заведомо неверные посылки или заведомо неверные способы рассуждения. Все, что утверждается аргументатором, утверждается в той модальности, в которой принимается им самим. 3. Аргументатор учитывает поле аргументации. Это означает, что: а) аргументатор формирует аргументационную конструкцию таким образом, чтобы она была понятна оппоненту; б) аргументатор формирует аргументационную конструкцию таким образом, чтобы взгляды и склонности оппонента, информация, которой он располагает, и его интеллектуальные возможности позволили ему ее принять. 4. Аргументатор избегает использования argumentum ad homi-nem, и особенно тех его случаев, где ставится под сомнение способность оппонента к объективному и адекватному суждению по рассматриваемому вопросу. Приверженность аргументатора этико-гносеологической установке, сформулированной в части I, поддерживает его эмоциональное равновесие в случае неудачи аргументации и способствует сохранению самокритичности и стремлению к совершенствованию в случае успеха аргументации. Кодекс оппонента 1. 1. Оппонент осознает себя свободным во внутренней оценке аргументации. 2. Оппонент стремится к достижению истины, углублению понимания предмета, распространению истины. 3. При внутренней оценке аргументации и внешнем ее выражении оппонент придерживается общих этических норм. Исходя из этого: 157
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 154
- 155
- 156
- 157
- 158
- …
- следующая ›
- последняя »