Русский язык. Культура речи. Прияткина А.Ф. - 27 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

28
Трехчастная композиция «Слова», подчеркнутая в названии, позволяет органически развить
основную тему «Слова» — прославление Русской земли, ее «кагана» Владимира и князя Ярослава.
Каждая часть легко вытекает из предшествующей, постепенно сужая тему, логически, по типическим
законам средневекового мышления, переходя от общего к частному, от общих вопросов мироздания к
частным его проявлениям, от универсального к национальному, к судьбам русского народа.
Основной пафос «Слова» в систематизации, в приведении в иерархическую цепь фактов вселенской
истории в духе средневековой схематизации.
Первая часть произведения касается основного вопроса исторических воззрений
средневековья: вопроса взаимоотношения двух заветов: Ветхого — «закона» и Нового
«благодати». Взаимоотношение это рассматривается Иларионом в обычных символических схемах
христианского богословия, в последовательном проведении символического параллелизма.
Символические схемы этой части традиционны. Ряд образов заимствован в ней из византийской
богословской литературы. В частности, неоднократно указывалось на влияние «слова» Ефрема
Сирина «на Преображение». Однако самый подбор этих традиционных символических
противопоставлений оригинален. Иларион создает собственную патриотическую концепцию
всемирной истории.
(Лихачев, Д. С. «Слово о законе и благодати» Илариона / Великое наследие. М., 1975).
Научный, близкий к научно-популярному
Н.Н. Геодин из учредителей и деятельных членов Товарищества передвижных
художественных выставокдо конца дней оставался верным традициям передвижничества, стремяь
в своих полтнах ставить коренные общественные вопросы своего времени. Таким был Ге и в пору,
непосредственно предшествовашую организации Товарищества, таким оставался он и в трудные для
этого объединения 90-е годы.
И вместе с тем творчество Гесвоеобразное явление в кругу демократического искусства
второй половины XIX века. Ге не писал картин на сюжеты из современной жизни, как
большинство из его собратьев-передвижников. Исторические композиции, над которыми он работал
в 70-е годы, представляют существенный, но кратковременный эпизод в его творческой биографии.
Главное место в ней наряду с портретом занимает евангельская тематика. Тем не менее Ге нельзя
назвать религиозным живописцем. Христианская легенда имела для него, как и для некоторых других
художниковКрамского, позднее Поленова,— отнюдь не религиозный смысл. Евангельские
сюжеты в европейской живописи, начиная с Возрождения, давали художникам привычные и
общепонятные мотивы, в которых разрабатывались вполне реальные для их времени проблемы.
Достаточно вспомнить имена Леонардо, Микеланджело, которых Ге считал своими наставниками в
искусстве, ища в их произведениях не только «уроков» большой, цельной формы, но, главное,
умения воплощать в образах Евангелия актуальные общественные вопросы, глубокое жизненное
содержание. (Николай Николаевич Ге. Письма, статьи, критика, воспоминания современников.
Вступительная статья Н. Ю. Зограф. - М.: Искусство, 1978.).
Научно-популярный
I
ОТШЕЛЬНИК АРКТИКИ
Белый медведьсамый крупный хищник среди животных, населяющих ледяные просторы
Арктики. Этот зверь предпочитает жить в одиночестве. Иногда случается, что два или три медведя
объединяются вместе. Должно быть, они нашли затертую льдинами крупную добычу и хотят
поделить ее. Или же сильные морозы заставили медведей выкопать в снегу берлогу, где смогут
укрыться от холода самцы и самки без детенышей. Белый медведь великолепно плавает, но и на суше
он легко передвигается. У него широкие лапы с отвердевшими, жесткими подушечками, что
помогает ему не скользить и не проваливаться в снег. Основной его кормтюлени, на которых
белый медведь устраивает беспощадную охоту. Завидев растянувшегося на солнышке тюленя,
медведь, как кот, припадает к земле, чтобы тюлень его не заметил, подползает по снегу к жертве и
неожиданно нападает. Застигнутый врасплох тюлень не успевает нырнуть в воду, где он мог бы
спастись: плавает тюлень быстрее медведя. Если же хищник учуял добычу под водой, он меняет
тактику. Медведь знает, что тюлень до того, как нырнуть в море, проделал во льду несколько лунок, к
       Трехчастная композиция «Слова», подчеркнутая в названии, позволяет органически развить
основную тему «Слова» — прославление Русской земли, ее «кагана» Владимира и князя Ярослава.
Каждая часть легко вытекает из предшествующей, постепенно сужая тему, логически, по типическим
законам средневекового мышления, переходя от общего к частному, от общих вопросов мироздания к
частным его проявлениям, от универсального к национальному, к судьбам русского народа.
Основной пафос «Слова» в систематизации, в приведении в иерархическую цепь фактов вселенской
истории в духе средневековой схематизации.
       Первая часть произведения касается основного вопроса исторических воззрений
средневековья: вопроса взаимоотношения двух заветов: Ветхого — «закона» и Нового —
«благодати». Взаимоотношение это рассматривается Иларионом в обычных символических схемах
христианского богословия, в последовательном проведении символического параллелизма.
Символические схемы этой части традиционны. Ряд образов заимствован в ней из византийской
богословской литературы. В частности, неоднократно указывалось на влияние «слова» Ефрема
Сирина «на Преображение». Однако самый подбор этих традиционных символических
противопоставлений оригинален. Иларион создает собственную патриотическую концепцию
всемирной истории.
       (Лихачев, Д. С. «Слово о законе и благодати» Илариона / Великое наследие. М., 1975).
       Научный, близкий к научно-популярному
        Н.Н. Ге – один из учредителей и деятельных членов Товарищества передвижных
художественных выставок – до конца дней оставался верным традициям передвижничества, стремяь
в своих полтнах ставить коренные общественные вопросы своего времени. Таким был Ге и в пору,
непосредственно предшествовашую организации Товарищества, таким оставался он и в трудные для
этого объединения 90-е годы.
        И вместе с тем творчество Ге — своеобразное явление в кругу демократического искусства
второй половины XIX века. Ге не писал картин на сюжеты из современной жизни, как
большинство из его собратьев-передвижников. Исторические композиции, над которыми он работал
в 70-е годы, представляют существенный, но кратковременный эпизод в его творческой биографии.
Главное место в ней наряду с портретом занимает евангельская тематика. Тем не менее Ге нельзя
назвать религиозным живописцем. Христианская легенда имела для него, как и для некоторых других
художников — Крамского, позднее Поленова,— отнюдь не религиозный смысл. Евангельские
сюжеты в европейской живописи, начиная с Возрождения, давали художникам привычные и
общепонятные мотивы, в которых разрабатывались вполне реальные для их времени проблемы.
Достаточно вспомнить имена Леонардо, Микеланджело, которых Ге считал своими наставниками в
искусстве, ища в их произведениях не только «уроков» большой, цельной формы, но, главное,
умения воплощать в образах Евангелия актуальные общественные вопросы, глубокое жизненное
содержание. (Николай Николаевич Ге. Письма, статьи, критика, воспоминания современников.
Вступительная статья Н. Ю. Зограф. - М.: Искусство, 1978.).
       Научно-популярный
       I
       ОТШЕЛЬНИК АРКТИКИ
       Белый медведь — самый крупный хищник среди животных, населяющих ледяные просторы
Арктики. Этот зверь предпочитает жить в одиночестве. Иногда случается, что два или три медведя
объединяются вместе. Должно быть, они нашли затертую льдинами крупную добычу и хотят
поделить ее. Или же сильные морозы заставили медведей выкопать в снегу берлогу, где смогут
укрыться от холода самцы и самки без детенышей. Белый медведь великолепно плавает, но и на суше
он легко передвигается. У него широкие лапы с отвердевшими, жесткими подушечками, что
помогает ему не скользить и не проваливаться в снег. Основной его корм — тюлени, на которых
белый медведь устраивает беспощадную охоту. Завидев растянувшегося на солнышке тюленя,
медведь, как кот, припадает к земле, чтобы тюлень его не заметил, подползает по снегу к жертве и
неожиданно нападает. Застигнутый врасплох тюлень не успевает нырнуть в воду, где он мог бы
спастись: плавает тюлень быстрее медведя. Если же хищник учуял добычу под водой, он меняет
тактику. Медведь знает, что тюлень до того, как нырнуть в море, проделал во льду несколько лунок, к


                                                28