ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
27
Так называемый хребет московских гор находится в верхней части береговой гряды,
являющейся водоразделом рек Москвы и Неглинной. В геологическом отношении это надпойменная
терраса реки Москвы, почва которой имеет ледниковое происхождение.
Скальное основание холма здесь обнаружено на глубине 29 м. Обобщение данных
геологического бурения и исследования кернов скважин на Соборной площади показали, что здесь в
верхней части геологического профиля преобладает супесь и суглинок четвертичного отложения (ил.
1). Под слоем водоносной супеси на глубине около 8 м от современной дневной поверхности залегает
водоупорная прослойка суглинка, препятствующая дренажу грунтовых вод. В этом кроется причина
повышенной влажности грунтов верхних горизонтов геологического профиля, объясняющая
особенность древнего рельефа Кремля: по обоим берегам «Неглимны» до самого ее истока — лесные
горы с оврагами, песками, грязями и глинищами. Вопреки установившемуся мнению о том, что
мысовая часть холма в устье Неглинной расположена на наиболее высоких отметках, данные
геологического бурения, нанесенные на единую геодезическую сеть, выявили естественное
понижение коренного рельефа в юго-западном направлении. Центральную часть кремлевского холма,
где ныне расположена Соборная площадь, с юга и запада надежно защищали речные поймы и
болотистые низины. Глубокий овраг естественного происхождения, находившийся в восточной части
современной Ивановской площади, изолировал среднюю часть плато, придавая ей характер бугра-
останца. (Владимирская, Н. С. Археологическое изучение северной части Соборной площади
Московского Кремля. / Успенский собор Московского Кремля. - М.: Наука., 1985).
II
«СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ» ИЛАРИОНА
Русская литература возникла еще в X веке. Официальное принятие христианства Русским
государством в 988 году потребовало не только множества переводных церковно-богослужебных и
церковно - просветительских книг, но и составления собственных, русских сочинений, посвященных
нуждам местной, русской церкви. Одним из первых таких сочинений была составленная, очевидно,
на основании переводных произведений «Речь философа», включенная затем в состав древнейшей
русской летописи.
«Речь философа» — это изложение всемирной истории с христианской точки зрения. Оно
было сделано в форме речи, обращенной к князю Владимиру Святославичу с целью убедить его
принять христианство. Летописцы утверждают, что якобы именно под влиянием этой речи Владимир
и принял христианскую веру. Это должно было придавать ей особую авторитетность в глазах всех
русских подданных Владимира.
«Речь философа» — произведение литературно умелое. Мировая история изложена сжато и
точно. Говорится только о самом главном из Ветхого и Нового заветов — двух основных
христианских исторических книг, из которых первая рассказывала всемирную историю от
«сотворения мира» до рождения Христа, а вторая — земную жизнь Христа.
Изложение всемирной истории в «Речи философа» и сейчас поражает своей
«педагогичностью», однако, «Речь» не осмысляла значение принятия христианства русским народом.
В этом отношении исключительное значение имеет «Слово о Законе и Благодати» митрополита
Илариона. Это произведение по теме своей обращено к будущему Руси, а по совершенству формы и в
самом деле как бы предвосхищает это будущее.
Тема «Слова» — тема равноправности народов, резко противостоящая средневековым
теориям богоизбранничества лишь одного народа, теориям вселенской империи или вселенской
церкви. Иларион указывает, что Евангелием и крещением Бог «все народы спас», прославляет
русский народ среди народов всего мира и резко полемизирует с учением об исключительном праве
на «богоизбранничество» только одного народа.
Идеи эти изложены в «Слове» с пластической ясностью и исключительной конструктивной
цельностью. Точность и ясность замысла отчетливо отразились в самом названии «Слова»: «О законе
Моисеом данеем, и о благодати и истине Иисусом Христом бывши, и како закон отъиде, благодать и
истина всю землю исполни, и вера в вся язык простреся и до нашего языка (народа) рускаго, и
похвала кагану нашему Володимеру, от негоже крещени быхом, и молитва к Богу от всеа земля
нашеа» .
Так называемый хребет московских гор находится в верхней части береговой гряды, являющейся водоразделом рек Москвы и Неглинной. В геологическом отношении это надпойменная терраса реки Москвы, почва которой имеет ледниковое происхождение. Скальное основание холма здесь обнаружено на глубине 29 м. Обобщение данных геологического бурения и исследования кернов скважин на Соборной площади показали, что здесь в верхней части геологического профиля преобладает супесь и суглинок четвертичного отложения (ил. 1). Под слоем водоносной супеси на глубине около 8 м от современной дневной поверхности залегает водоупорная прослойка суглинка, препятствующая дренажу грунтовых вод. В этом кроется причина повышенной влажности грунтов верхних горизонтов геологического профиля, объясняющая особенность древнего рельефа Кремля: по обоим берегам «Неглимны» до самого ее истока — лесные горы с оврагами, песками, грязями и глинищами. Вопреки установившемуся мнению о том, что мысовая часть холма в устье Неглинной расположена на наиболее высоких отметках, данные геологического бурения, нанесенные на единую геодезическую сеть, выявили естественное понижение коренного рельефа в юго-западном направлении. Центральную часть кремлевского холма, где ныне расположена Соборная площадь, с юга и запада надежно защищали речные поймы и болотистые низины. Глубокий овраг естественного происхождения, находившийся в восточной части современной Ивановской площади, изолировал среднюю часть плато, придавая ей характер бугра- останца. (Владимирская, Н. С. Археологическое изучение северной части Соборной площади Московского Кремля. / Успенский собор Московского Кремля. - М.: Наука., 1985). II «СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ» ИЛАРИОНА Русская литература возникла еще в X веке. Официальное принятие христианства Русским государством в 988 году потребовало не только множества переводных церковно-богослужебных и церковно - просветительских книг, но и составления собственных, русских сочинений, посвященных нуждам местной, русской церкви. Одним из первых таких сочинений была составленная, очевидно, на основании переводных произведений «Речь философа», включенная затем в состав древнейшей русской летописи. «Речь философа» — это изложение всемирной истории с христианской точки зрения. Оно было сделано в форме речи, обращенной к князю Владимиру Святославичу с целью убедить его принять христианство. Летописцы утверждают, что якобы именно под влиянием этой речи Владимир и принял христианскую веру. Это должно было придавать ей особую авторитетность в глазах всех русских подданных Владимира. «Речь философа» — произведение литературно умелое. Мировая история изложена сжато и точно. Говорится только о самом главном из Ветхого и Нового заветов — двух основных христианских исторических книг, из которых первая рассказывала всемирную историю от «сотворения мира» до рождения Христа, а вторая — земную жизнь Христа. Изложение всемирной истории в «Речи философа» и сейчас поражает своей «педагогичностью», однако, «Речь» не осмысляла значение принятия христианства русским народом. В этом отношении исключительное значение имеет «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Это произведение по теме своей обращено к будущему Руси, а по совершенству формы и в самом деле как бы предвосхищает это будущее. Тема «Слова» — тема равноправности народов, резко противостоящая средневековым теориям богоизбранничества лишь одного народа, теориям вселенской империи или вселенской церкви. Иларион указывает, что Евангелием и крещением Бог «все народы спас», прославляет русский народ среди народов всего мира и резко полемизирует с учением об исключительном праве на «богоизбранничество» только одного народа. Идеи эти изложены в «Слове» с пластической ясностью и исключительной конструктивной цельностью. Точность и ясность замысла отчетливо отразились в самом названии «Слова»: «О законе Моисеом данеем, и о благодати и истине Иисусом Христом бывши, и како закон отъиде, благодать и истина всю землю исполни, и вера в вся язык простреся и до нашего языка (народа) рускаго, и похвала кагану нашему Володимеру, от негоже крещени быхом, и молитва к Богу от всеа земля нашеа» . 27
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- …
- следующая ›
- последняя »