Русский язык. Культура речи. Прияткина А.Ф. - 25 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

26
Богатый арсенал современного русского языка предоставляет говорящему широкие
возможности выражения мыслей и чувств и создания текстов самого разного содержания,
коммуникативного назначения и стиля.
Сложившиеся за прошедшие столетия в современном русском языке стили различаются в
соответствии с речевыми функциями. В науке принято противопоставлять две основные
стилистические категории: стили ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ и стили ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ.
Функциональные включают в себя стили: деловые (документальный, научный ),
разговорные, публицистические. (См. Культура речи. Функциональные стили.)
Художественные текстыпоэзия, прозасоздаются словами разных стилистических
пластов. Но самое главное состоит в том, что в произведниях художественной литературы слова
получают особую функцию, отличную от той, которую они имеют в функциональных стилях: ее
называют «эстетической» (функция создания художественных образов). Поэтому слова из разных
стилистических пластов языкакнижные, разговорные, даже нейтральные - в поэтических текстах
звучат иначе, чем в обычных условиях употребления.
Стиль текста создается не только лексикой: м о р ф о л о г и я и с и н т а к с и с языка тоже
стилистически неоднородны.
Легко заметить, что многие разговорные, эмоционально окрашенные (экспрессивные) слова
имеют особые суффиксы – «уменьшительно-ласкательные» и «увеличительно- пренебрежительные»,
как их называют в школьных учебниках, например, в словах ручОНКа или ручИЩа, новЕНЬКий.
Именно они и содают стилистическую окраску слова.
С другой стороны, сугубо книжный характер имеют такие грамматические формы, как
причастия и деепричастия, книжный характер имеют многие вторичные предлоги, такие как
«вопреки», «по причине», «в соответствии с».
Большую роль в определении стиля текста играет синтаксис: особенности построения
предложения, порядок слов, интонационно окрашенные предложениявопросительные,
восклицательные, различные обороты, например, сравнительные. Для разговорного стиля очень
характерны неполные предложения, для публицистики и разговорной речи - инверсия (обратный
порядок слов), для деловой речипричастные обороты.
Среди стилистических ресурсов языка большое место занимает ф р а з е о л о г и я.
Фразеологические (то есть устойчивые) выражения бывают и нейтральными (например, может
быть, поднять руку). Но гораздо чаще они имеют стилистическую окраскуили разговорности,
экспрессии (а), или, напротив, книжности (б).
Примеры:
а) намотать на ус, собачий холод, тьма тьмущая, куры не клюют, стоять на стреме и т.д.
б) произвести впечатление, иметь место, установить наблюдение, оказать содействие,
дело совести, испытать соблазн, нависла угроза и т.д.
Стиль создается во взаимодействии всех средств языка.
Бывает и так, что речь допускает сочетание разностильных элементов, и этим достигается
особый стилистический эффект.
В этом разделе мы рассмотрели стилистические возможности языка, его ресурсы, а как они
должны использоваться говорящимоб этом во второй части учебника.
Примеры речевых произведений
(ТЕКСТОВ РАЗНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ,
ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ ЛЕКСИКУ РАЗНЫХ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ПЛАСТОВ)
Одной из ключевых проблем истории древнерусских городов является формирование
застройки городского центра. Этим объясняется столь пристальное внимание исследователей к
начальному периоду истории Московского Кремля, к истокам возникновения неповторимого
ансамбля его архитектурных памятников, а также интерес к изучению исторической топографии
центра этого древнейшего московского поселения, располагавшегося на вершине холма, на месте
современной Соборной площади.
        Богатый арсенал современного русского языка предоставляет говорящему широкие
возможности выражения мыслей и чувств и создания текстов самого разного содержания,
коммуникативного назначения и стиля.
        Сложившиеся за прошедшие столетия в современном русском языке стили различаются в
соответствии с речевыми функциями. В науке принято противопоставлять две основные
стилистические категории: стили ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ и стили ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ.
        Функциональные       включают в себя стили: деловые (документальный, научный ),
разговорные, публицистические. (См. Культура речи. Функциональные стили.)
        Художественные тексты – поэзия, проза – создаются словами разных стилистических
пластов. Но самое главное состоит в том, что в произведниях художественной литературы слова
получают особую функцию, отличную от той, которую они имеют в функциональных стилях: ее
называют «эстетической» (функция создания художественных образов). Поэтому слова из разных
стилистических пластов языка – книжные, разговорные, даже нейтральные - в поэтических текстах
звучат иначе, чем в обычных условиях употребления.
        Стиль текста создается не только лексикой: м о р ф о л о г и я и с и н т а к с и с языка тоже
стилистически неоднородны.
        Легко заметить, что многие разговорные, эмоционально окрашенные (экспрессивные) слова
имеют особые суффиксы – «уменьшительно-ласкательные» и «увеличительно- пренебрежительные»,
как их называют в школьных учебниках, например, в словах ручОНКа или ручИЩа, новЕНЬКий.
Именно они и содают стилистическую окраску слова.
        С другой стороны, сугубо книжный характер имеют такие грамматические формы, как
причастия и деепричастия, книжный характер имеют многие вторичные предлоги, такие как
«вопреки», «по причине», «в соответствии с».
        Большую роль в определении стиля текста играет синтаксис: особенности построения
предложения, порядок слов, интонационно окрашенные предложения – вопросительные,
восклицательные, различные обороты, например, сравнительные. Для разговорного стиля очень
характерны неполные предложения, для публицистики и разговорной речи - инверсия (обратный
порядок слов), для деловой речи – причастные обороты.
        Среди стилистических ресурсов языка большое место занимает ф р а з е о л о г и я.
Фразеологические (то есть устойчивые) выражения бывают и нейтральными (например, может
быть, поднять руку). Но гораздо чаще они имеют стилистическую окраску – или разговорности,
экспрессии (а), или, напротив, книжности (б).
        Примеры:
        а) намотать на ус, собачий холод, тьма тьмущая, куры не клюют, стоять на стреме и т.д.
        б) произвести впечатление, иметь место, установить наблюдение, оказать содействие,
дело совести, испытать соблазн, нависла угроза и т.д.
        Стиль создается во взаимодействии всех средств языка.
        Бывает и так, что речь допускает сочетание разностильных элементов, и этим достигается
особый стилистический эффект.
        В этом разделе мы рассмотрели стилистические возможности языка, его ресурсы, а как они
должны использоваться говорящим – об этом во второй части учебника.


Примеры речевых произведений

       (ТЕКСТОВ РАЗНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ,
       ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ ЛЕКСИКУ РАЗНЫХ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ПЛАСТОВ)

       Одной из ключевых проблем истории древнерусских городов является формирование
застройки городского центра. Этим объясняется столь пристальное внимание исследователей к
начальному периоду истории Московского Кремля, к истокам возникновения неповторимого
ансамбля его архитектурных памятников, а также интерес к изучению исторической топографии
центра этого древнейшего московского поселения, располагавшегося на вершине холма, на месте
современной Соборной площади.



                                                 26