ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Заслуга Цицерона в том, что именно он впервые применил слово «культура» в ином, переносном
смысле – применительно к воздействию на человеческий ум. И сразу же «cultura» стала противостоять
другому латинскому понятию – «natura», т.е. природа. В данном контексте слово «культура» стало озна-
чать явление созданное, внеприродное. Именно с тех пор мир культуры, любой его предмет или явление
воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направ-
ленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой. Ве-
ликий немецкий философ Гегель дал такое определение культуры: «Культура – это созданная человеком
"вторая природа"».
С одной стороны, культура может пониматься очень широко, характеризуя все основные сферы жиз-
недеятельности человека и общества: материальное производство, социально-экономические отношения,
сферу духовного развития, быт, человеческий опыт. С другой стороны, расширенное толкование понятия
«культура» может привести его к отождествлению с другим, не менее сложным и ёмким понятием – «об-
щество». Будучи очень близкими, они тем не менее не тождественны. Культура, например, в отличие от
общества, не включает в себя биологические, демографические элементы.
Это далеко не все трудности при определении понятия «культура», постоянно меняющегося и разви-
вающегося. Учитывая многочисленные сложности, современная наука пришла к необходимости выделе-
ния конкретных аспектов культуры как общественного явления. В настоящее время в культурологической
литературе принято выделять следующие аспекты: 1) генетический; 2) гносеологический; 3) аксиологи-
ческий; 4) гуманистический; 5) нормативный; 6) социологический.
В генетическом аспекте культура предстает как продукт общества. Феномен культуры можно рас-
сматривать в качестве измерения общества. «Культура, – писал Альберт Швейцер, – это итог всех дос-
тижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой
эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу».
В гносеологическом (познавательном) аспекте культура выступает как совокупность достигнутых в
процессе освоения мира материальных и духовных ценностей. При этом материальные и духовные цен-
ности, с одной стороны, отражают уровень достижений человечества, с другой – выступают как специ-
фический объект освоения. Исходя из этого понимания, нередко дают следующее определение: «Куль-
тура – это система ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функциони-
рование и взаимосвязь своих институтов» (П.А. Сорокин). В этом и заключается суть аксиологического
(ценностного) аспекта культуры.
В гуманистическом аспекте культура раскрывается как развитие самого человека, его духовных,
творческих способностей. Отсюда такое определение: «Культура – это производство самого человека во
всём богатстве и многогранности его общественных связей и отношений, во всей целостности его об-
щественного бытия» (В.М. Межуев).
В нормативном аспекте культура выступает как система, регулирующая социальные отношения в об-
ществе, ориентирующая человека в мире. Это значит, что продуктом человеческой деятельности являются
не только предметы материальной и духовной жизни, но и все отношения, которые складываются между
людьми в процессе их взаимодействия (экономические, политические, нравственные, психологические и
т.д.). Это – тоже культура.
В социологическом аспекте культура выражается как деятельность исторически конкретного соци-
ального субъекта (общества, класса, социальной группы, человека), а также как состояние и развитие
того или иного способа производства.
Таким образом, культура – это чрезвычайно сложное, многообразное явление, пронизывающее бук-
вально все сферы жизни и деятельности общества и человека. Культура – ядро, основа, «душа» общест-
ва это:
− материальные и духовные ценности человека;
− способ жизнедеятельности людей;
− их отношения между собой;
− своеобразие жизни наций и народов;
− уровень развития общества;
− накапливаемая в истории общества информация;
− совокупность социальных норм, законов, обычаев, традиций;
−
религия, мифология, наука, искусство, политика;
− особая знаковая система и т.д.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- …
- следующая ›
- последняя »