Культурологические концепции. Протасова О.Л. - 7 стр.

UptoLike

Составители: 

Историческое развитие понятия
«
культура
»
.
В античности культура понимается как воспитание
меры, гармонии и порядка, формирование культурного человека, личности, идеала человека. В системе
образования формируется не узкий специалист-профессионал, а личность с определившимися ценност-
ными ориентациями (идеал человека).
«Пайдейя» (культура) процесс формирования культурного человека (идеал человека), поэтому у
человека надо развить разумную способность суждений, эстетическое чувство прекрасного, способ-
ность жить в гармонии с природой, в соответствии с законами гражданского общества, достичь физиче-
ского и нравственного совершенства (уметь защитить свою честь, достичь славы, брать ответственность
при принятии решений).
В средние века складывается христианская культура, которая понимается как преодоление ограни-
ченности и греховности человека, постоянное духовное самосовершенствование человека, осознание
его духовного родства с Богом.
В VII в. культура понимается как результат собственных человеческих свершений; то, что возвыша-
ет человека.
В VIII–IX вв. культура стала рассматриваться как самостоятельное явление социальной жизни, впер-
вые начинается теоретическое осмысление этого феномена. Так, немецкий просветитель Иоганн Гот-
фрид Гердер (1744 1803) понимал культуру как историческую ступень совершенствования человече-
ства, связывая её со степенью развития наук и просвещения. В такой трактовке понятие «культура» тес-
но переплеталось с понятием «прогресс». Кант И. (1724 1804) называл культурой совершенство разу-
ма и понимал прогресс как развитие культуры и человека.
Маркс К. в качестве глубинного основания культуры рассматривал материальное производство. Ре-
зультатом такого производства является материальная культура, которая признаётся «первичной» по
отношению к культуре духовной, обеспечивает передачу и накопление прогрессивных ценностей и тра-
диций. Маркс обосновал связь культуры со всеми сферами социальной жизни, её способность связывать
историю человечества в единый целостный процесс.
В VIII–IX вв. исследователи нередко рассматривали общество и культуру как организм, где соци-
альные институты уподоблялись органам и частям тела, а социокультурные процессы физиологиче-
ским процессам. Культура подобно биологическому организму проходит свой жизненный цикл от рож-
дения до смерти.
Таким образом, «
классическая модель
» культуры в лице французских, немецких просветителей,
немецкой классической философии и марксизма утверждала:
возможность гармоничного развития человека;
непререкаемую власть Разума как двигателя мировой истории;
представление о мире как о разумном строе вещей;
линейное или прогрессивное представление об истории и культуре;
действие единых для всех обществ законов;
сходство с биологическим организмом.
В ХХ в. стали популярными иные трактовки. Одна из нихантропологический функционализм: ис-
следование культуры это исследование того, как функционируют её составные части в отношении
друг к другу и целому (идея неравенства культур).
Во второй половине ХХ столетия получила развитие идея равенства культур. Концепция М. Херсковиц:
каждый народ творит свою собственную культуру, обеспечивающую целостность и жизнеспособность об-
щества. Поэтому нельзя определить, какая из культур лучше или хуже, более или менее развита. Современ-
ная концепция культуры «
постклассическая модель
» выражает разочарование в возможностях разума.
«Постклассическая модель» культуры содержит в себе следующие основные положения:
ориентируется на повседневную жизнь человека;
культура личности, этноса рассматривается и воспринимается человеком в процессе переживания, а
не рационального осмысления своего бытия;
характерен пессимизм, идея абсурдности;
приоритет отдаётся личному над общественным в жизни человека;
скептическое отношение к преобразованию мира: мир не только не поддаётся человеческим уси-
лиям, но и не умещается ни в какие теоретические схемы;
понятие «культура» как предельно общее не может быть выражено через какое-то одно адекват-