Диалог как основа человеческого существования - 19 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

19
смысловому осуществлению, сопровождается переживанием нравственных
чувств, которые не всегда радостны, как, например, страдание. Это следует из
того, что высший уровень нравственного развития основывается на признании
равноправия, чувстве непосредственной связи между людьми, сопереживании и
сочувствии (К. Роджерс, С.Л. Франк, В. А. Белоусов, С.Л. Братченко и др.).
Совпадение признаков диалога и
высокоразвитой нравственности как раз и
связано с тем, что диалог наиболее адекватный способ со-бытия личности, то
есть нравственное общение.
Внимание студентов обращается также на то, что человек как существо
социальное постоянно вступает в отношения с другими людьми с точки зрения
ролевых, статусных позиций. Поэтому кроме диалога, в жизни человека
большую роль выполняет еще одна формаигра. Игра в определенной степени
обезличивает партнеров, в связи с чем, они могут быть заменены, но «спасает» от
манипуляций, так как жесткое следование правилам не нарушает их
«социального равенства». Игра ограничена в пространстве и времени, поэтому
она динамична, и не может существовать долго. По
мере установления контактов
она может «двигаться» в сторону диалога или манипуляции, что наполняет ее
соответствующими смыслами и переживаниями. Наполняясь содержанием,
соответствующим диалогу (нравственными отношениями и бытийными
переживаниями), она переходит в диалог и по форме (приобретает равенство и
целостность). Наполняясь манипулятивным содержанием, она переходит в
манипуляцию как форму общения.
Это приводит к
необходимости рассмотрения манипуляции как формы
общения. Однако, так как предполагается, что студенты уже прослушали
спецкурс «Психология манипуляции», данная форма общения рассматривается в
сравнении с другими. При этом отмечается, что манипуляцияформа общения,
противостоящая диалогу. Диалог и манипуляция, как формы общения, не даны