Диалог как основа человеческого существования - 7 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

7
1 ПОНЯТИЕ ДИАЛОГА В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ
При анализе представлений о диалоге в отечественной науке, внимание
студентов обращается на то, что долгие годы отечественная психология
оказывалась отрезанной от мировой науки и развивалась достаточно
обособленно. Пожалуй, только субъектный подход С.Л. Рубинштейна и
эпигенетическая теория Л.С. Выготского получили известность за рубежом
. Но в
целом, послереволюционное, особенно послевоенное, развитие отечественной
психологии привело к формированию специфического понятийного аппарата, и
многие идеи, созвучные гуманистическим, не были адекватно поняты и
интегрированы мировым научным сообществом.
Тем не менее, экзистенциальные и гуманистические идеи потому и
являются таковыми, что присутствуют в любой культуре, что находит отражение
во всей
психологической науке, в том числе и отечественной. Так, еще в 1916
году В.М.Бехтерев ставил проблему бессмертия, И.М. Сеченовразвития
психики «в реальных жизненных встречах» организма со средой. И.П. Павлов
писал, что человекединственная система, сама себя поддерживающая,
восстанавливающая, направляющая и даже совершенствующая.
В 1925 году (внимание студентов обращается на
то, что К. Роджерс, в это
время еще учился в теологической семинарии и только шел к своей карьере) в
Лондоне на международном конгрессе Л.С. Выготский выступил с докладом
«Принципы социального обучения глухонемых детей в России», где отмечал, что
воспитывать надо всю личность, делая акцент на ее позитивности, а не
аппелировать к ее недостаткам и дефектам. На роль Л.С. Выготского в развитии
гуманистических идей в отечественной психологии следует обратить особое
внимание студентов. Наряду с разработкой проблем языка психологической
науки, методов анализа в психологии, Л.С. Выготский боролся с излишней ее