Диалог как основа человеческого существования - 9 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

9
Системный подход к психологии личности Б.Ф.Ломова, представления о
жизнедеятельности К.А. Абульхановой-Славской, рассмотрение личности с
позиций динамического подхода Л.И. Анцыферовой в той или иной мере также
способствовали раскрытию сущностных характеристик личности, ее содержания,
уровня развития.
Тем не менее, внимание студентов обращается на то, что советская
психология все
-таки шла своим путем, и зрелая личность, свободная и
ответственная, как она был представлена в трудах ученых гуманистической
психологии, не изучалась. Понятие самореализация, саморазвитие традиционно
не выделялись из общего контекста психологии личности и ее развития. Хотя
истоки таких представлений, как считают некоторые авторы, можно усмотреть,
начиная с введения в обращение
понятия «личность» и изучения движущих сил
ее развития.
С наступлением перестройки и очередной «оттепели» ситуация резко
меняется. В связи с изменением общественной ситуации, приездом зарубежных
ученых-гуманистов и доступностью зарубежной научной литературы интерес к
гуманистической психологии резко возрос. С начала 90-х годов практически на
каждой конференции поднимаются вопросы, связанные с
проблематикой
гуманистической психологии. Выходят и сборники статей, посвященные
непосредственно диалогу.
Следует обратить внимание студентов, что как раз понятие диалога всегда
присутствовало в советской психологии. И это неслучайно. К. Маркс говорил о
том, что мир человека диалогичен. Одно из основных положений советской
психологии гласило, что любой психический процесс, всякая психическая
функция по
своему происхождению диалогичны. Диалогично слово, мысль,
деятельность и общение. Диалогичен сам процесс становления человека,
диалогична и его сущность. С 70-х годов ХХ столетия категория «общение»,