ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
10
наряду с «деятельностью», становится центральной категорией, а с конца 80-х
годов отечественные психологи заговорили о диалоге в общении (см, например,
«Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической
консультации», 1987).
По образному выражению А. У. Хараша, диалог внедряется в «тело»
психологической науки, а С.Л. Братченко пишет о приближающейся
«диалогической
революции» в отечественной психологии, признаки которой на
Западе угадывались уже давно. Диалог, диалогический принцип – одни из
важнейших элементов гуманистической, гуманитарной парадигмы в психологии.
Поэтому «внедрение» диалога во многом связано с более фундаментальным и
радикальным, действительно революционным преобразованием нашей
психологии – ее гуманитаризацией и гуманизацией. Однако диалог в психологии
этого периода рассматривался
с точки зрения позитивистской модели человека
(естественнонаучный вариант диалога), в связи с чем он расчленялся на
аффективный, когнитивный, конативный аспекты. Вопрос о целостности
диалога, равноправии, свободе и независимости субъектов диалога практически
не рассматривались. Проникновение трудов зарубежных ученых
гуманистической ориентации имело еще один важный эффект. Их появление
вызвало интерес к гуманистическим
идеям в отечественной психологии, прежде
всего, к идеям Бахтина.
По мнению М.С. Каган (с его точкой зрения студенты могут ознакомиться
из работы Каган, М.С. Идея диалога в философско-эстетической концепции
[Текст] / М.С. Каган. – М. Бахтина: закономерности формирования, духовный
контекст и социокультурный смысл // М. Бахтин и философская культура
ХХ
века (проблемы бахтинологии). – Сб. науч. трудов. – СПб.: Образование, 1991.
Ч.1. – С. 17-31), в России диалогический принцип был открыт языковедами как
закон живой человеческой речи, а затем как объяснение «внутренней речи»
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- …
- следующая ›
- последняя »