ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
36
смысла обмен, который является неотъемлемым аспектом структуры
человеческого общения. Поэтому утверждение М. Бубера (поддержанное
А. Маслоу и особенно К. Роджерсом), что человеческая жизнь – жизнь в диалоге,
что люди могут понять себя только в диалоге – действительно предоставляет
людям решающую половину истины. Ударение на межличностный консенсус
Салливаном демонстрирует центральное значение диалога, причем с
точки
зрения переживания, а не собственно дискурса. Но основой термина диалог (dia-
logos) является слово logos - смысловая структура реальности, которая
определяет способность человека создавать форму и лежит в основе его
способности как к языку, так и к диалогу. Человек должен быть способен
проникнуться смыслами другого человека, но в то же время сохранять свою
собственную смысловую матрицу. Это справедливо ко всем человеческим
взаимоотношениям (любви, как высочайшей степени осознания себя как
личности и погруженности в другого, дружбе, психотерапевтическому процессу,
в том числе). При этом Р. Мэй подчеркивает, что самотрансценденция означает
стремление не только к смыслу, который ждет осуществления, но и к другому
человеку, которого можно
полюбить. Любовь идет далее общения-встречи. С
этой точкой зрения студенты могут ознакомиться: Мэй, Р. Любовь и воля [Текст]
/ Р. Мэй. – М.: Изд-во «Рефл-бук», 1997.
Еще более категоричен В. Франкл (Франкл, В. Человек в поисках смысла
[Текст]: сборник / В. Франкл / Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л
.Я. Гозмана и
Д.А. Леонттьева. – М.: Прогресс, 1990). Апеллируя к понятию общение-встреча,
введенном М. Бубером, Ф. Эбнером и др. как со-существование,
устанавливаемое только на личностном уровне, он не соглашается с ними,
считая, что оно вульгаризируется, скорее механистично, чем гуманистично.
Основываясь на понятии «интенциональный референт» феноменологии Брентано
и Гуссерля
, он пишет, что все объекты, которые «имеются в виду» двумя
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 34
- 35
- 36
- 37
- 38
- …
- следующая ›
- последняя »