Диалог как основа человеческого существования - 7 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

7
ВВЕДЕНИЕ
Знакомство студентов с понятием диалога начинается с анализа парадигм
исследования. Тем самым не только привлекается внимание к данному понятию,
но оно приобретает особый методологический статус, что соответствует
действительности. При этом отмечается, что парадигма исследования
совокупность онтологических убеждений, ценностных установок, схем решения
типичных задач, принятых научным сообществом и обеспечивающих
непрерывность определенной научной
традиции. Существуют различные их
классификации, но, как правило, психологам приходится лавировать между
общенаучными нормами и внутренней сущностью изучаемой реальности, иными
словами, между естественнонаучной (экспериментальной) и гуманитарной
(экспириентальной) парадигмами.
Для понимания роли диалога в делении парадигм студентам предлагается
сравнить экспериментальную и гуманитарную парадигму. При этом отмечается,
что деление «наук о природе
» и «наук о духе» восходит к Миллю. Главное
различие этих наук в том, что, во-первых, предмет дан извне, как совокупность
единичных фактов, основной познавательной процедурой является объяснение, в
науках о духепредметом являются мотивы, побуждения людей, их понимание
достигается через переживание. Неокантианцы видели различие этих наук в том,
что
в науках о духе познание связано с процедурой отнесения к общезначимым
ценностям.
Научные системы экспериментальной парадигмыпрагматичны и
рациональны, исходят из внутренней согласованности структуры аргументов, в
этом смысле закрыты, не допускают фактов других систем. Теория какого-либо
явления состоит из ряда положений, каждое из которых устанавливает некоторое
отношение между свойствами природы
. Если меняется одно из свойств, то