ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
9
(Введение в теоретико-методологические основы исторической психологии)
[Текст] / В.А. Шкуратов. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского
университета, 1990; Братченко, С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу
образования [Текст] / С.Л. Братченко. – М.: Смысл, 1999.
В той или иной форме все теории гуманитарной парадигмы берут за
отправную точку непосредственное взаимодействие и общение с
«объектом»
гуманитарного исследования, которое, согласно М. Бахтину, становится
диалогом. В процессе диалога оказывается возможным подлинное, глубинное
понимание фактов, трактовка их значения и постижение их ценностно-
смысловых оснований. В этом случае, диалог может выступать методическим
фундаментом, а основой исследования является доверие. Поэтому большое место
в получении знания отводится не только субъективному
опыту исследуемого, но
и самого исследователя. Гуманитарное исследование напрямую питается из
личного опыта исследователя (не только осмысленного, но и эмоционально-
образного). Связи концептуального и личного взаимны: вкладывая себя в научно
отчужденный образ человека, гуманитарий и его читатель оформляют свою
психологическую целостность в мире, где живут. Доверие посещающим его
предположениям, чувствам является
значимой составляющей всей процедуры
исследования.
Таким образом, в основе гуманитарной парадигмы лежат принципы
субъектности, субъективности, понимания, незавершенности (открытости) и
диалога в том числе. Иными словами, первый раз с понятием «диалог» студенты
встречаются при анализе необходимого для каждого ученого теоретико-
методологическом самоопределении. Существуют различные гуманитарные
концепции – герменевтическая, феноменологическая, экзистенциальная,
гуманистическая и
др.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- …
- следующая ›
- последняя »