Диалог как основа человеческого существования - 11 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

11
С. Кьеркегора и других экзистенциалистов (с этим направлением их объединяло
общее основаниеучение Э. Гуссерля), ассимилировала идеи многих
психологов, социальных антропологов. Иными словами, обобщив все, что было
ценного в психологии, в том числе и в психоанализе и бихевиоризмеглавных
ее оппонентов, гуманистическая психология предложила свой «новый взгляд» на
природу человека, его
развитие и взаимоотношения с другими людьми.
Студентам рекомендуется ознакомиться с некоторыми работами, помогающими
понять суть этого направления (Крипнер, С. Проблема метода в гуманистической
психологии [Текст] / С. Крипнер, Р. Де Кавало // Психологический журнал.
1993. 2. С.113-126; Фейдимен, Дж. Личность и личностный рост [Текст] /
Дж. Фейдимен, Р. Фрейгер. М.: Изд-во
Российского открытого университета,
1994. Вып.4.).
В основе исследования, в соответствие с гуманитарной парадигмой, лежит
доверие. Оно обнаруживает себя в признании того, что достоверность результата
обеспечивается не множественной перепроверкой на большом количестве
испытуемых какого-либо параметра и его усреднением, а учетом многообразия
жизненного опыта и многогранности внутреннего мира испытуемых. Кроме
этого
оно обнаруживает себя и в форме взаимоотношений исследователя и
исследуемого. Исследуемый индивид не столько испытуемый, сколько партнер
психолога, равноправный участник исследования (со-исследователь), эксперт -
поскольку никто лучше него не знает тот жизненный мир, в котором он живет. В
связи с этим сохраняется максимальная активность самого исследуемого
человека. Отсутствие четких границ между
ролями исследователя и испытуемого
позволяет уйти от лабораторности и приблизиться к реальному взаимодействию.
В процессе диалога становится возможным глубинное понимание, включающее
не только отражение фактов, их адекватную трактовку и объективное значение,
но и постижение глубинных структур их детерминирующих. Поэтому