ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
10
Суть наук о человеке заключается в следующем: если предметы и явления
физического мира доступны для восприятия, то внутренний мир человека не дан
в прямом восприятии и может быть постигнут только в результате особой
«понимающей активности» исследователя. Именно с помощью понимания
удается за внешне наблюдаемыми проявления человека «увидеть» субъективные
смыслы, ценности,
отношения, переживания и другие человеческие феномены.
Внимание студентов обращается на то, что в психологии деление парадигм
происходило весьма драматично. Развитие естественнонаучной психологии
вносило элемент парадоксальности в представление о человеке и сделало
неизбежным разделение естествознания и «наук о духе». Крайнее выражение
естественнонаучная парадигма нашла в бихевиоризме, согласно которому все,
кто затрагивает в
своих исследованиях гуманитарные вопросы «рассуждают до
научным способом».
В противовес, прежде всего бихевиоризму, в середине ХХ столетия
официально оформилась гуманистическая психология, которая, внесла заметный
вклад в разрушение позитивистской монополии и стала выразительницей
гуманитарных воззрений в психологии.
Если студенты не слушали до этого спецкурс «Гуманистическая
психология», ее анализу уделяется большое внимание.
При этом указывается,
что гуманистическая психология изначально претендовала на возрождение
многих идей, выраженных древнееврейскими и греческими философами,
европейцами эпохи Возрождения и другими мыслителями, анализирующими
сугубо человеческие феномены: любовь, ненависть, ценности, смыслы,
самоопределение и самореализацию, свободу и ответственность и т.п.
Гуманистическая психология продолжила традиции Древней Греции,
определившей личность как основную единицу
и высшую ценность жизни,
человека как меру всех вещей. Она также органично впитала работы М. Бубера,
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- …
- следующая ›
- последняя »