Диалог как основа человеческого существования - 8 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

8
следует по меньшей мере определить, что должно измениться в другом свойстве.
Если отсутствует одно из свойств, то отсутствует и другое свойство; или если
увеличивается значение одного из свойств, то тоже происходит и с другим
свойством.
Так как в отличие от естественнонаучного, объект познания гуманитарного
подходасовокупность субъективных значений действия, определяющими
координаторами
гуманитарной парадигмы являются наиболее существенные,
собственно человеческие, онтологические характеристики. Все остальные
аспекты понимаются с позиции того, препятствуют они или способствуют этому.
В естественных науках человек идеально создает мир-для-себя, в гуманитарных
себя-в-мире. Поэтому, во-первых, самым важным становится не столько
понимание фактов и влияния на них определенных
условий и т.д., сколько
отношение человека к этим фактам, смысл, который они для него приобретают.
Во-вторых, смещается акцент с выведения общих законов на поиск
индивидуального, особенного (даже уникального). Это всегда ценностно-
смысловое освоение и воспроизведение бытия. Поэтому критерием оценки
адекватности и эффективности гуманитарного познания является не
соответствие заданным
эталонам, а глубина постижения. Наконец, это
признание сложности, противоречивости, неисчерпаемости и постоянной
изменчивости человеческого в человеке. В отличие от «научного», гуманитарное
знание всегда «неокончательное», всегда открытое и требующее развития. В
известном смысле гуманитарное творчество самоцельно, оно дает осуществление
мыслитекучей, вопрошающей, неостановимой: здесь стык науки с искусством
и литературой. Для лучшего
понимания сути гуманитарной парадигмы
студентам рекомендуется обратиться к работам по философии и психологии:
Бергер, П. Социальное конструирование реальности [Текст] / П. Бергер, Т.
Лукман. М.: Медум, 1995; Шкуратов, В.А. Психика. Культура. История.