История становления экзистенциально-гуманистических идей в зарубежной психологии - 12 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

12
природу человека, его развитие и взаимоотношения с другими людьми. В основе
этого взгляда лежат следующие принципы.
1) Принцип целостности. Личность является целостным образованием,
несводимым к своим составляющим. То, что происходит в любой части целого,
затрагивает всю личность. Цельность «Я» создает уникальный характер
переживаний каждого человека. Именно поэтому предметом изучения должны
стать
ценностные ориентации, смыслы, самоотношение, самовосприятие
личности.
2) Принцип позитивности. Природа человека добра и конструктивна, в связи с
чем акцент переносится на изучение здоровых, творческих индивидов, имеющих
проблемы, но и обладающих огромными внутренними ресурсами их решения.
Деятельность человека не является жестко детерминированной природными
законами. Он возвышается над природой и создает свой
особый духовный мир.
Жесткому внешнему детерминизму гуманистическая психология
противопоставила самодерминированность и самодостаточность (внутри самого
человека, по мнению представителей гумастической психологии, есть все
необходимое, чтобы жить в этом мире).
3) Принцип развития призван объяснить наличие этих внутренних потенций.
Как любое живое существо, человек от природы наделен тенденцией к росту,
развитию и реализации
. К. Роджерс проводит следующую аналогию. Зерно,
брошенное в землю растет, развивается и в итоге дает плоды (реализуется).
Точно также и каждому человеку природа дает внутренние силы, чтобы расти,
развиваться и самореализоваться, т.е. пройти свой единственный, неповторимый
путь и тем самым приумножить добро в этом мире. Поэтому К.
Роджерс,
А. Маслоу являются основоположниками движения «за актуализацию
человеческого потенциала». В тоже время представители экзистенциального
крыла в гуманистической психологии (Р. Мэй, В. Франкл и др.) не считают, что