История становления экзистенциально-гуманистических идей в зарубежной психологии - 13 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

13
человек от природы является добрым и совершенным. Потенции, данные
природой, могут быть использованы и во благо и во вред как себе, так и другим
людям. Однако вера в человека характерна и для этих ученых, поэтому они
считают, что человек может и должен сделать выбор в сторону позитивного
развития. В этом и
есть, с их точки зрения, смысл человеческого существования.
Развитие не имеет предела, независимо от того идет ли речь о личности, о
межличностных отношениях, об обществе в целом, либо о поиске смысла своего
существования. Человек обладает огромным творческим потенциалом, но для
того, чтобы он был реализован, человек должен быть активен.
4)
Принцип активности также созвучен оптимистическому взгляду
гуманистической психологии на человека. Человекне жертва обстоятельств,
ранее приобретенных навыков, переживаний раннего детства. Он от природы
самодерминирован, сам творит свою судьбу, он свободен в выборе своей жизни
и несет за этот выбор ответственность. Это отнюдь не означает, что другие люди
не влияют на жизнь
человека. Но это влияние не должно быть определяющим.
Активность возможна только в настоящем и в этом настоящем человек должен
научиться жить. От активности в настоящем зависит и будущее.
Гуманистическая психология отказалась также от насилия и давления на
личность. Все, что идет извне и не совпадает с внутренними потребностями
личности, блокируется,
рано или поздно дает о себе знать в нервных срывах,
болезнях, разрыве с близкими. В межличностном общении насилие, контроль,
давление провоцируют конфликты. Насилие также недопустимо и на уровне
общественных отношений. Эта мысль хорошо выражена у А. Маслоу, который,
веря в позитивность человеческой природы, предлагал решать политические,
межнациональные конфликты не путем путча
, революций и т.д., а мирным
путем.