История становления экзистенциально-гуманистических идей в зарубежной психологии - 11 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

11
психологов. Точно так же, как любое направление в науке определяет свою
программу путем ее противопоставления установкам других, уже утвердившихся
школ, экзистенциально-гуманистическая психология возникла как протест
против уже утвердившихся психоанализа и бихевиоризма и взяла на себя
функцию «очеловечивания» психологии, пыталась сделать ее такой психологией,
которая бы занималась личностью, а не разработкой
техник.
Признавая заслуги бихевиоризма, психологи-гуманисты, тем не менее, не
могли согласиться с этой позитивистской, натуралистической тенденцией в
психологии, пытающейся изучать личность и межличностные отношения с
помощью методов, аналогичных методам естествознания, систематически
исключающей субъективные данные о сознании и большую часть информации,
указывающую на сложность человеческой личности и ее развитие.
Экзистенциально-
гуманистическая психология не согласилась и с
психоанализом, отдававшим ведущую и определяющую роль в жизни человека
скрытым процессам, происходящим в сфере бессознательного, акцентирующим
негативные стороны в человеке и его взаимоотношениях с социумом, рабскую
зависимость от прошлого.
Этим двум направлениям и их многочисленным модификациям,
экзистенциально-гуманистическая психология противопоставила активность и
целостность человеческой природы
, веру в потенциальные возможности
личности и непрекращающийся рост. В связи с этими психологию,
«адекватную человеку», подчеркивающую уникальность духовного мира
личности и потомуневозможность его постижения лишь объективными
методами или обращением к сфере бессознательного.
Обобщив опыт всего того, что было ценного в психологии, и учтя
недостатки психоанализа и бихевиоризма
в изучении личности,
экзистенциально-гуманистическая психология предложила свой взгляд на