История становления экзистенциально-гуманистических идей в зарубежной психологии - 9 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

9
одном, и в другом случае психолог оказывается в позиции «над», а изучаемый
человек становится объектом, «вещью», «жертвой» в руках обстоятельств,
судьбы, других людей, которые, зная лучше самого человека, что ему нужно,
ведут его к счастью, лечат и развивают. В этом и состояла директивность и
манипулятивность этих двух направлений. Гуманистическая психология
выступила
против такой интерпретации личности и объяснения ее поведения.
Она противопоставила себя бихевиоризму и психоанализу, но это не означало
отрицания гуманистической психологией всей предыдущей психологии как
таковой. Ученые этой ориентации ставили задачу обогащения психологии
лучшим, что в ней создано, в том числе и идеями психоаналитического и
бихевиористического направления в психологии.
Что
касается отечественной психологии, то в советский период
экзистенциально-гуманистическая психология была практически неизвестна
нашим ученым, ее принципы и основные постулаты подвергались критическому
анализу. Несмотря на то, что многие гуманистические идеи всегда были присущи
отечественной психологии, философии, педагогике, это направление почти не
рассматривалось в советской литературе за исключением отдельных аспектов:
политико
идеалистичекой функции этого направления, проанализированной в
работе Рощина, С.И. Западная психология как инструмент идеологии и
политики. – М., 1980; форм групповой психотерапии в книге Петровской, Л.А.
Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга
М., 1982; а также критического анализа теоретических позиций отдельных
представителей этого направления в книге Зейгарник, Б.В. Теории
личности в
зарубежной психологии. – М., 1982; статье Анцыферовой, Л.И. Психология
самоактуализирующейся личности в работах А.Маслоу в журнале «Вопросы
психологии» в 1973 г., 4 и некоторых других публикациях.