История становления экзистенциально-гуманистических идей в зарубежной психологии - 19 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

19
общения. – М. 2001, Бьюдженталь, Дж. Искусство психотерапевта. – СПб: Питер,
2001.
Наконец, еще один важный аспект, связанный с историей становления
экзистенциально-гуманистической психологии как психологии бытияметоды
изучения психологических явлений.
В экзистенциально-гуманистической психологии изучаются такие
феноменыявления, как бытие, свобода, ответственность, творчество,
самоотношение и другие, которые нельзя постичь лишь одними объективными
методами,
как это делается в бихевиористическом направлении, или узнать об
этих явлениях, обращаясь, главным образом к бессознательному, как это
принято в психоанализе. Ученые этой психологической ориентации были
вынуждены искать новые методы их исследования или адаптировать (если это
было возможно) уже существующие.
Они достаточно легко решили вопросы о междисциплинарных связях,
предмете исследования экзистенциально
-гуманистической психологии, но до сих
пор обсуждают вопрос о методах экзистенциально-гуманистической психологии.
Р. Мэй, представляя экзистенциональное крыло в экзистенциально-
гуманистической психологии, сразу отказался от объективных методов.
Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и многие другие сначала попытались
сохранить опору на естественнонаучные методы, но потом отказались. Вместе с
этим они
проявляли гибкость и готовность идти на компромисс в выборе
методов. Г. Олпорт одним из первых подчеркивал, что психологи в погоне за
основными законами, статистическими измерениями оказываются неспособными
объяснить, что делает каждого человека уникальной личностью. Сколько бы
общих законов реагирования человека на ту или иную ситуацию не
существовало, это не может привести
к адекватному пониманию конкретной
личности. В качестве альтернативы он предлагает использовать