История становления экзистенциально-гуманистических идей в зарубежной психологии - 21 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

21
этим выводом идут поиски систематизированных методик изучения
переживаний человеком конкретных жизненных ситуаций.
Таким образом, в экзистенциально-гуманистической психологии
применение любых методов предполагает опору на личный опыт человека.
Поэтому такое внимание уделяют представители этого направления самоотчетам
испытуемых. Так, например, подавляющее большинство методик измерения «Я-
концепции» основаны именно на самоотчетах испытуемых, что позволяет
учесть
особенности индивидуального восприятия себя. Все остальные (традиционные
методы) должны дополнять субъективные. Причем многие авторы отмечают, что
изучение личности нужно начинать с наблюдения и проективных методик, а
затем уже использовать опросники, эксперимент, тесты и т.д.
Студентам-магистрам необходимо уяснить, что опросники, проективные
тесты, схемы наблюдения обладают определенной информативностью,
надежностью
, валидностью, но в то же время имеют и существенные
ограничения. Поэтому каждая из методик дает возможность получить важную
информацию, имеет самостоятельную ценность. Однако для того, чтобы
получить наиболее полную и точную картину и сохранить личность как
целостное образование ее бытие, желательно использовать не одну, две
методики, а перейти к комплексному
применению всех указанных
психодиагностических средств. При таком подходе сохраняется в наибольшей
степени не только целостность личности, общения, но и взаимосвязи между
различными свойствами, а также в определенной степени компенсируются
методические ограничения и недостатки самих методик.
Итак, гуманистическая психология в своем изучении бытия личности
опирается на ее внутренние ресурсы. Она обращается
к ним и тогда, когда встает
вопрос о методах развития личности и оказания ей помощи. Изменение
поведения человека рассматривается в гуманистической психологии как