ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
88
денчествующего человека, жизнь всегда враждует с действительностию. Истина жиз-
ни недоступна ни для того, ни для другого: её высокая простота и естественность не-
понятна для его ума, неудовлетворительна для его чувства. То, что для народа возму-
жалого, как и для человека возмужалого, кажется торжеством бытия и высочайшею
поэзиею, для него было
бы горьким, безотрадным разочарованием, после которого
уже незачем и не для чего жить. Разоблаченная и обнаженная от своих ложных кра-
сок, жизнь представилась бы ему сухою, скучною, вялою и бедною прозою, как будто
бы истина и действительность несовместимы с поэзиею; как будто бы солнце менее
великолепно и лучезарно, когда оно
только простой и темный шар, а не торжествен-
ная колесница Феба; как будто бы лазурный купол неба менее прекрасен, когда он
уже не звёздный Олимп, жилище богов бессмертных, а не ограниченное нашим зре-
нием беспредельное пространство, вмещающее в себе мириады миров; как будто бы,
наконец, земля, жилище человека, менее дивна, когда
она лежит не на раменах Ат-
ланта, а держится и движется в воздушном океане, не поддерживаемая ничьею рукою,
повинующаяся одному простому закону тяготения! (В. Г. Белинский).
№ 35. Быстро хватая и пряча волчат в пустой вещевой мешок, Деряба вдруг ус-
лышал невдалеке шорох и, вскинув голову, обомлел: впереди, в пяти шагах
, торчала ло-
бастая и остроглазая звериная морда. Выронив из рук волчонка, Деряба крикнул сквозь
зубы, схватился за ружьё, которое держал наготове зажатым меж колен, ошалело вско-
чил на ноги и выстрелил вдаль, где успела уже сгинуть волчица… Завязав мешок, где
кое-как уместилось семеро копошащихся, изредка взвизгивающих волчат, и закинув
его
на плечо, Деряба взял в руки восьмого волчонка, самого крупного, прижал к груди и,
всё время оглядываясь, быстро зашагал залежью на запад… (По М. Бубеннову).
№ 36. Один из самых отличительных признаков творческой оригинальности
или, лучше сказать, самого творчества состоит в этом типизме, если можно так выра-
зиться, который есть
гербовая печать автора. У истинного таланта каждое лицо – тип,
и каждый тип для читателя есть знакомый незнакомец. Не говорите: вот человек с ог-
ромною душою, с пылкими страстями, с обширным умом, но ограниченным рассуд-
ком, который до такого бешенства любит свою жену, что готов удавить её руками при
малейшем подозрении в
неверности, – скажите проще и короче: вот Отелло! Не гово-
рите: вот человек, который глубоко понимает назначение человека и цель жизни, ко-
торый стремится делать добро, но, лишённый энергии души, не может сделать ни од-
ного доброго дела и страдает от сознания своего бессилия, – скажите: вот Гамлет! Не
говорите: вот чиновник,
который подл по убеждению, зловреден благонамеренно,
преступен добросовестно, – скажите: вот Фамусов! Не говорите: вот человек, кото-
рый подличает из выгод, подличает бескорыстно, по одному влечению души, – ска-
жите: вот Молчалин! Не говорите: вот человек, который во всю жизнь не ведал ни
одной человеческой мысли, ни одного человеческого чувства, который во всю
жизнь
не знал, что у человека есть страдания и горести, кроме холода, бессонницы, клопов,
блох, голода и жажды, есть восторги и радости, кроме спокойного сна, сытного стола,
цветочного чаю, что в жизни человека бывают случаи поважнее съеденной дыни, что
у него есть занятия и обязанности, кроме ежедневного осмотра своих сундуков,
анба-
ров и хлевов, есть честолюбие выше уверенности, что он первая персона в каком-
нибудь захолустье; о, не тратьте так много фраз, так много слов – скажите просто: вот
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 86
- 87
- 88
- 89
- 90
- …
- следующая ›
- последняя »