Русские народные праздники. Рыбачева Л.В - 22 стр.

UptoLike

Рубрика: 

22
Великая, или Страстная пятница
Особенно строгий пост соблюдался в Великую , или Страстную пятницу,
когда верующие не ели в течение дня и только пили воду.
В церкви происходит утренняя служба, на которой прочитывается
история страстей христовых из четырёх Евангелий . Из алтаря выносится
плащаница покрывало с изображением снятого с креста Иисуса Христа и
торжественно ставится на середину храма.
Великая суббота
Великая суббота это последний день Страстной недели . В течение
Великой субботы служба в церкви идет весь день. Плащаницу обносят вокруг
церкви. Затем Литургия Василия Великого . Во время Литургии тёмные
одежды священнослужителей сменяются светлыми, праздничными.
В субботу в церкви освящают пасхи и пасхальные яйца в течение всего
дня до 22 часов.
Воскресенье Христово
Праздник Светлого Воскресенья Христова начитает праздноваться
церковью ровно в полночь, когда наступает воскресенье . Вокруг церкви идёт
Крестный ход с престольным крестом, иконой Божьей Матери.
После Крестного хода поётся канон «Воскресения день» . В начале канона
священник приветствует людей словами: «Христос воскресе ! » , на что
верующие отвечают:
«
Воистину воскресе ! »
.
В церкви, в домах люди христосуются : они обнимают и целуют друг
друга. Как гласит церковное предание , обычай взаимного обмена пасхальными
яйцами был положен Марией Магдаленой , которая преподнесла римскому
императору Тиберию яйцо со словами: «Христос воскресе ! » .
После Торжественной литургии освящается мясная еда. Поэтому после
утренней службы верующие приходят домой и начинают разговляться есть
скоромную (не постную ) еду, а также освященные куличи , творожную пасху
и крашеные яйца.
Многие древние пасхальные обычаи сохранились до сих пор. Один их
них обычай идти в этот праздник на кладбище, чтобы там , на родительских
могилах , поклониться покойникам , оставить на могиле кусок кулича,
творожной пасхи, крашеное яйцо. Дома устраивалось богатое угощение для
всех домашних и приглашенных гостей.
Магические свойства приписывались крашеному пасхальному яйцу.
Считали , что с его помощью можно потушить пожар, найти заблудившееся в
лесу домашнее животное .
С Пасхой связано много обычаев, примет, пословиц . Ранним утром, в
первый день Пасхи, крестьяне выходили смотреть на игру солнца, чтобы на
этом предсказать будущий урожай .
На Пасху небо ясное и солнце играет быть хорошему урожаю и красному
лету.
На святой день дождь, будет добрая рожь.
                                         22
Ве ликая, или С т р аст н ая пят н ица
      О собе нно строгий пост соблю дался в В е ликую , или Страстную пя тниц у,
когдаве рую щ ие не е ли в те че ние дня и только пили воду.
      В ц е ркви происходит утре ння я служба, на которой прочиты вае тся
история страсте й христовы х из че ты рёх Е ванге лий. И з алтаря вы носится
плащ аниц а – покры вало с изображе ние м сня того с кре ста И исуса Х риста – и
торже стве нно ставится насе ре дину храма.

Ве ликая суббо т а
       В е ликая суббота – это после дний де нь Страстной не де ли. В те че ние
В е ликой субботы служба в ц е ркви иде т ве сь де нь. Плащ аниц у обнося т вокруг
ц е ркви. Зате м – Л итургия В асилия В е ликого. В о вре мя Л итургии тёмны е
оде жды свя щ е ннослужите ле й сме ня ю тся све тлы ми, праздничны ми.
       В субботу в ц е ркви осв ящ аю т пасхи и пасхальны е я йц а в те че ние все го
дня до 22 часов.

Во скр е се н ье Хр ист о во
         Праздник Све тлого В оскре се нья Х ристова начитае т праздноваться
ц е рковью ровно в полночь, когда наступае т воскре се нье . В округ ц е ркви идёт
К ре стны й ход спре стольны м кре стом, иконой Божье й М ате ри.
         После К ре стного ходапоётся канон «В оскре се ния де нь». В начале канона
свя щ е нник приве тствуе т лю де й словами: «Х ристос воскре се !», на что
ве рую щ ие отве чаю т: «В оистину воскре се !».
         В ц е ркви, в домах лю ди христосую тся : они обнимаю т и ц е лую т друг
друга. К ак гласитц е рковное пре дание , обы чай взаимного обме напасхальны ми
я йц ами бы л положе н М арие й М агдале ной, которая пре подне сла римскому
импе ратору Т ибе рию я йц о со словами: «Х ристосвоскре се !».
         После Т орже стве нной литургии освя щ ае тся мя сная е да. Поэтому после
утре нне й службы ве рую щ ие приходя т домой и начинаю т разговля ться – е сть
скоромную (не постную ) е ду, а также осв ящ енны е куличи, творожную пасх у
и краш е ны е я йц а.
         М ногие дре вние пасхальны е обы чаи сохранились до сих пор. О дин их
них – обы чай идти в этот праздник на кладбищ е , чтобы там, на родите льских
могилах, поклониться покойникам, оставить на могиле кусок кулича,
творожной пасхи, краш е ное я йц о. Д ома устраивалось богатое угощ е ние для
все х домаш них и приглаш е нны х госте й .
         М агиче ские свой ства приписы вались краш е ному пасхальному я йц у.
Считали, что с е го помощ ью можно потуш ить пожар, най ти заблудивш е е ся в
ле су домаш не е животное .
         С Пасхой свя зано много обы чае в, приме т, пословиц . Ранним утром, в
пе рвы й де нь Пасхи, кре стья не вы ходили смотре ть на игру солнц а, чтобы на
этом пре дсказать будущ ий урожай.
Н а П а сх у не бо ясное и сол нце игра е т – быт ь х орош е му урож а ю и кра сному
л е т у.
Н а свят ой д е нь – д ож д ь, буд е т д обра я рож ь.