Русские народные праздники. Рыбачева Л.В - 24 стр.

UptoLike

Рубрика: 

24
Считалось, что она дает «хорошую» энергию . Поэтому берёзу сажали
около дома, чтобы в семье было благополучие , а также для защиты от молнии.
На Троицу это дерево ставили в избу. Молодёжь носила на голове венки из
берёзы.
В церковь шли с цветами и пахучими травами в руках . Потом травы
высушивали и хранили как средство от всевозможных болезней. Считалось, что
троицкая зелень оберегает от грозы. В этот день принято было проливать слёзы
на цветы или берёзовые ветки, которые держали во время церковной службы .
Была и более серьёзная причина плакать над цветами. Считалось, что слёзы
смывают грехи: сколько грехов за собой человек числил, столько веточек он
должен был принести в церковь (Подробно см . в Приложении: И . Шмелёв.
«Троица» ).
Троицкие хороводы
В Троицу девушки начинали водить хороводы , а юноши высматривали в
хороводах невест. В древности хороводы занимали особое место . В хороводе
соединялся танец, песня , музыка и умение представить себе какую - нибудь
работу. На Троицу в хороводах участвовали исключительно девушки.
Танцевальный рисунок хоровода был разнообразным. Шли друг за другом
(гуськом), «змейкой», образовывали круг, крест, полукрест, разные фигуры .
Пели хороводные песни:
Берёзынька кудрявая,
Кудрявая, моложавая,
Под тобою, берёзынька ,
Не огонь горит ,
Не мак цветёт
Красные девушки
В хороводе стоят ,
Про тебя, берёзынька ,
Всё песни поют .
На Троицу пекли каравай, плели венки. Каравай засушивали в сухари и
сохраняли до свадьбы - это было залогом счастливой жизни в семье . Венки
девушки тайно передавали своим суженым. Вечером венки бросали в реку.
Если венок поплыл это благоприятный знак , если завертелся на месте -
свадьбы не будет, начнутся нелады в семье , утонет к смерти.
Духов День
На следующий после Троицы день, понедельник, праздновали День
Святого Духа, Духов День. По народным приметам , в этот день наступало
настоящее лето .
Немцы в Духов День выгоняли скот на пастбище. Существовало много
обрядов у разных народов: обливали друг друга водой , катались на лодках ,
украшенных травой и цветами. В Германии и Австрии изготавливали из
                                        24
Считалось, что она дае т «хорош ую » эне ргию . Поэтому бе рёзу сажали
около дома, чтобы в се мье бы ло благополучие , атакже для защ иты отмолнии.
Н а Т роиц у это де ре во ставили в избу. М олодёжь носила на голове ве нки из
бе рёзы .
       В ц е рковь ш ли с ц ве тами и пахучими травами в руках. Потом травы
вы суш ивали и хранили как сре дство отвсе возможны х боле зне й. Считалось, что
троиц кая зе ле нь обе ре гае тотгрозы . В этотде нь приня то бы ло проливать слёзы
на ц ве ты или бе рёзовы е ве тки, которы е де ржали во вре мя ц е рковной службы .
Бы ла и боле е се рьёзная причина плакать над ц ве тами. Считалось, что слёзы
смы ваю т гре хи: сколько гре хов за собой че лове к числил, столько ве точе к он
долже н бы л прине сти в ц е рковь (Подробно см. в Приложе нии: И . Ш ме лёв.
«Т роиц а»).

Т р о ицкие хо р о во ды
        В Т роиц у де вуш ки начинали водить хороводы , а ю нош и вы сматривали в
хороводах не ве ст. В дре вности хороводы занимали особое ме сто. В хороводе
сое диня лся тане ц , пе сня , музы ка и уме ние пре дставить се бе какую -нибудь
работу. Н а Т роиц у в хороводах участвовали исклю чите льно де вуш ки.
Т анц е вальны й рисунок хоровода бы л разнообразны м. Ш ли друг за другом
(гуськом), «зме йкой», образовы вали круг, кре ст, полукре ст, разны е фигуры .
Пе ли хороводны е пе сни:

Б е рёзынька куд рява я,
К уд рява я, мол ож а ва я,
П од т обою, бе рёзынька ,
Н е огонь горит ,
Н е ма к цве т ёт –
К ра сные д е вуш ки
В х оровод е ст оят ,
П ро т е бя, бе рёзынька ,
Всё пе сни поют .

       Н а Т роиц у пе кли кар авай, пле ли ве нки. К аравай засуш ивали в сухари и
сохраня ли до свадьбы - это бы ло залогом счастливой жизни в се мье . В е нки
де вуш ки тайно пе ре давали своим суже ны м. В е че ром ве нки бросали в ре ку.
Е сли ве нок поплы л – это благоприя тны й знак, е сли заве рте лся на ме сте -
свадьбы не буде т, начнутся нелады в се мье , утоне т– к сме рти.

Д ухо в Д е н ь
       Н а сле дую щ ий после Т роиц ы де нь, поне де льник, праздновали Д е нь
Свя того Д уха, Д ухов Д е нь. По народны м приме там, в этот де нь наступало
настоя щ е е ле то.
       Н е мц ы в Д ухов Д е нь вы гоня ли скот на пастбищ е . Сущ е ствовало много
обря дов у разны х народов: обливали друг друга водой , катались на лодках,
украш е нны х травой и ц ве тами. В Ге рмании и А встрии изготавливали из